Как списать автошины в бухучете

Особенности учета шин

Учитывают автошины в зависимости от условий их приобретения:

  • вместе с автомобилем (и тогда их стоимость включена в цену ОС);

  • или отдельно от него (в этом случае они выступают самостоятельными объектами учета ТМЦ).

Автошины – самые изнашивающиеся комплектующие ТС. Их замена необходима при износе, повреждении и смене сезона. В процессе работы автомобиля компания меняет покрышки, а при необходимости осуществляет полную замену изношенных шин. Нормы эксплуатационного пробега для шин устанавливает завод-изготовитель (письмо Минтранса РФ от 24.08.2012 № 03-01/10-2830ш).

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru

Опираясь на параметры (марка, модель, размер), выстраивают раздельный учет шин в бухгалтерском учете: новых, сезонных, восстановленных.

Для обобщения сведений по ним применяют счет 10 субсчет «Запчасти», где генерируется складская информация о наличии и движении резервных и эксплуатируемых шин. Переданные под отчет ответственному лицу (обычно механику гаража) шины, учитываются также на сч. 10, но отдельно от складского наличия, а как актив, за который отвечает ответственный сотрудник.

Списание автомобильных шин в бухгалтерском учете

Предприятие вправе разработать собственные формы учетной «первички» по приему и отпуску шин, а также установить порядок их заполнения. Руководством компании устанавливается список сотрудников, отвечающих за прием и передачу шин в эксплуатацию, и утверждается порядок контролирования использования этих активов.

На каждую шину, устанавливаемую на ТС (новую, б/у, восстановленную), необходимо завести карточку учета работы, использовав типовую форму № 424-АПК, карточку № М-17 по учету ТМЦ, или разработав иную приемлемую для компании форму. Изначально в нее заносят сведения о шине, имеющихся дефектах, а затем ежемесячно заполняют значения о пробеге.

Операции

Д/т

К/т

Покупка автошин (оплата)

60

51

Приходование на склад

10/Запчасти на складе

60

НДС по приобретенным шинам

19

60

НДС к вычету

68

19

Передача в эксплуатацию (под отчет)

10/Запчасти в обороте

10/Запчасти на складе

Списание шин

20,25,26,44,91

10/Запчасти в обороте

Смена сезонных шин (прием на хранение)

10/Запчасти в обороте

20,23,25,26,44

Для контроля движения автошин может быть организован их учет на забалансовом счете

012

Шина имеет собственный ресурс использования и при достижении установленной заводом-изготовителем нормы или повреждении они должны быть списаны и заменены. Причины, по которым фирма списывает шины, указываются в карточке учета. Если ресурс изношенной или поврежденной шины не выработан, данные из карточки переносят в акт на списание автошин, являющийся законным основанием для этой процедуры. В учете списание шин сопровождают проводкой: Д/т 20,26,44 К/т 10/ Запчасти в обороте.

Смену сезонных шин рассматривают как мероприятие для поддержания нормальных рабочих характеристик ТС. Снятые с авто сезонные шины приходуют на склад. Они не являются ни бездействующими активами, поскольку периодически эксплуатируются, ни возвратными отходами, так как потребительских качеств не утратили.

Предлагаем ознакомиться:  Учет арендованных основных средств

Свш = (Нпр — Фпр) / Нпр х Сш,

где Нпр – норма пробега шины;

Фпр – фактический пробег;

Сш – стоимость шины.

Операции

Д/т

К/т

Сумма

Приобретены шины

60

51

56 640

Оприходованы на склад

10/Запчасти склад

60

48 000

НДС

19

60

8640

НДС к вычету

68

19

8640

Передача в эксплуатацию

10/З/ч в обороте

10/Запчасти склад

48 000

Списание части стоимости на затраты (48000 – 36000)

20

10/З/ч в обороте

12 000

Приходование зимних шин на лето

10/Запчасти склад

10/З/ч в обороте

36 000

На основании норм, предусмотренных Федеральным законом от 10.12.1995 №196-ФЗ (ст.19), запрещается эксплуатировать транспортные средства, имеющие технические неисправности, поскольку это может привести к угрозе безопасности дорожного движения.

Такой перечень неисправностей определен Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 №1090. В этот перечень входят следующие повреждения, предусмотренные для автомобильных шин, при наличии которых автошины эксплуатировать нельзя:

  • Стерт протектор шины, т.е. рисунок протектора имеет высоту ниже нормы: для легковых автомобилей предусмотрена норма, равная 1,6 мм, для грузовых высота протектора не должна быть ниже 1 мм, для автобусов – 2 мм.
  • Покрышка имеет существенные повреждения в виде пробоин, разрезов, разрывов, которые обнажают корд. К таким неисправностям относятся и расслоенный каркас шины, и отслоенный протектор или боковина покрышки.
  • Недостаток креплений (болтов, гаек), нарушенная форма крепежных отверстий или изменение размера.
  • Присутствие на диске и ободьев колес различных трещин.
  • Пробег автошин превысил нормативное количество километров или закончился срок использования шин, установленный законом.

Наличие вышеуказанных повреждений является основанием для списания автомобильных шин, поскольку с такими повреждениями их использовать нельзя. Следовательно, на автомобили необходимо устанавливать новые шины.

Списание непригодных для эксплуатации шин должно отражаться в бухгалтерских документах учета. Законодательство, которое бы регламентировало вывод автошин из эксплуатации, на сегодняшний день отсутствует. В результате чего организациям приходится либо руководствоваться рекомендациями завода-изготовителя по использованию покрышек, либо самим устанавливать срок службы шин по их состоянию и пригодности к эксплуатации.

Важно! Использование автопокрышек, пришедших в негодность из-за повреждений, опасно! Это может привести к дорожно-транспортному происшествию. Истертая поверхность протектора ведет к ухудшению управления автомобилем, а обнаженный корд может спровоцировать разрыв резины, что приводит к полной потере управления автомобилем и аварии.

Предлагаем ознакомиться:  Как оформить землю под дачу если нет никаких документов

Шины, подлежащие списанию, должны утилизироваться. Для этого заключается определенной формы договор с той организацией, которая принимает автошины на утилизацию и затем переправляет списанную резину на шиноремонтный завод для ее переработки.

В настоящее время каких-либо правовых документов на списание автошин и других запасных частей транспортных средств для коммерческих организаций не существует.

Нормы, определяющие эксплуатационный пробег автомобильных шин, устанавливаются заводом-изготовителем на основании письма Минтранса России. В связи с этим каждый руководитель коммерческой организации имеет право самостоятельно устанавливать нормы пробега, опираясь на рекомендации завода-изготовителя, и закреплять эти нормы своим приказом по организации.

В случае отсутствия информации от завода-изготовителя по рекомендациям эксплуатации автомобильных шин используется собственный опыт предприятия по эксплуатации либо рекомендации от других заводов-изготовителей по выпуску таких же автошин.

Разрабатывая и утверждая нормы эксплуатационного пробега автошин, руководитель организации обязан учитывать, что утверждаемые им нормы соответствуют критериям, установленным Налоговым кодексом РФ. Эти нормы он должен обосновать, экономически оправдать и документально подтвердить.

Автомобильные шины, подлежащие списанию, должны быть оценены и утверждены специально созданной экспертной комиссией. Главным документом является акт на списание. Он подтверждает, что шины не пригодны к дальнейшей эксплуатации и вместо них необходимо установить на транспортное средство новые автопокрышки.

Автомобильные шины, которые приобретаются отдельно от автомобиля, в бухучете отражаются на сч.10 «Материалы». Основанием является План счетов бухучета финансово-хозяйственной деятельности предприятия и Инструкция по его применению, принятая Минфином России.

Передавая автошины для использования, их списывают на счета учета затрат.

Основанием для этого являются Методические указания по бухучету, утвержденные Минфином России.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru

Стоимость самих автошин списывается со сч.10 «Материалы», субсчет «Запчасти» в дебиторские счета учета затрат. Контроль движения автомобильных шин осуществляется учетом на забалансовом счете Д-т сч.012.

В случае выбывания автошин из эксплуатации, основанием которого является акт на списание, их (автошины) оприходуют на склад по стоимости отходов. Движение списанных автошин, их наличие, а также утильная резина учитываются на счетах «Материалы» и «Прочие материалы» в качестве утильсырья.

Предлагаем ознакомиться:  Среднесписочная численность работников для налоговой

Отходы, которые образуются в подразделениях предприятий, установленным образом собирают, в сдаточных накладных указывают их наименование и количество и передают с накладными на склад для отходов. Предприятие, ориентируясь на сложившиеся цены на лом, утиль и ветошь определяет стоимость отходов. Цена должна соответствовать той, которая может быть использована при продаже.

К сведению! Автошины, непригодные к восстановлению, могут утилизироваться специализированной организацией на основании заключенного договора.

Материальные ценности, которые остаются в организации после списания предметов, непригодных для восстановления и дальнейшего использования, приходуются по стоимости рынка на данный момент. Соответствующие суммы зачисляют как финансовые результаты у коммерческого предприятия, то есть в бухучете отходы, которые остаются после списания утильсырья, относят в кредит сч.91: Д-т сч.

В бухучете сдача непригодных для употребления шин на баланс специализированной организации оформляется как обычная реализация. А доход, полученный при продаже материально-производственных запасов, учитывается вместе с прочими доходами. При этом шины, подлежащие утилизации, отражаются в бухгалтерской документации как прочие расходы.

Налоговый учет

Затраты, которые произвел налогоплательщик на ремонт основных средств, учитываются как прочие расходы. Они признаются тем отчетным (налоговым) периодом, когда они были осуществлены в размере затрат по факту.

Как списать автошины в бухучете

На основании Налогового кодекса РФ возвратные отходы – это остатки сырья или материалов, образованных при производстве товаров, утративших свои качества (химических или физических свойств), использующихся с завышенными расходами или не по прямому назначению.

Если остатки, относящиеся к материально-производственным запасам, были переданы как полноценное сырье в другие подразделения, чтобы произвести другие виды товаров, то они (остатки) не являются возвратными отходами.

Важно! Остатки признаются возвратными отходами с целью налогообложения прибыли в том случае, если их не используют по назначению и они относятся к остаткам, которые утратили свои потребительские качества.

В нормах Налогового кодекса России сказано, что автошины, которые подлежат утилизации, не пригодные к дальнейшей эксплуатации, не относятся к возвратным отходам и не признаются ими.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsru

Подводя итоги, можно сказать, что для списания отработанных автошин нужно выполнить следующие действия:

  1. Создать экспертную комиссию по списанию непригодных для дальнейшей эксплуатации автомобильных шин.
  2. Составить акт на списание с обязательным обоснованием причин списания.
  3. Создать распоряжение (приказ) о списании автошин и их утилизации.
  4. Оформить списание в бухгалтерских документах.
  5. Организовать утилизацию автошин у компании, имеющей лицензию на эту деятельность.

About the Author: admin4ik

You might like

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector