Собственность публично правовых образований что это значит

Понятие

Согласно законодательству России государство точно такой же самостоятельный субъект права, подобно физическим и юридическим лицам. Но конкретно правом публичной собственности являются органы власти (федеральные или муниципальные).

Однако, юридическую ответственность за имущество и земли все же несут не они непосредственно, а государство или его конкретное публично-правовое образование (муниципалитет).

Ее можно определить по компетенции органа власти, закрепленной в законах РФ. Приведем несколько примеров.

Пример №1

Одним из самых известных способов изменения статуса публичного имущества является приватизация. По всей стране прошло несколько ее этапов, и вот в очередной раз приватизируются госучреждения и их земли. Эти процессы подразумевают переход собственности в частные руки, то есть в частную собственность.

Правом на акции и доли приватизируемых государственных и муниципальных компаний обладают различные комитеты и фонды по управлению имуществом. В случае нарушений процедуры приватизации, к примеру, продажей фондами имущества умышленно по заниженной стоимости частным владельцам, ответственность несут либо государство (если объект находился в компетенции федерального центра), либо администрация муниципального образования (города, села и т.д.).

111214_0824_12

Из этой статьи вы узнаете о

функция и задачах Кадастровой палаты.

Читайте здесь для чего нужен проект межевания линейных объектов.

Возможно, вам будет интересно узнать, как проводить геодезическую съемку земельного участка.

Пример №2

Исторические и культурные памятники часто служат объектом отчуждения вследствие вынужденно принимаемых решений на государственном уровне.

Правом проводить процедуру купли-продажи или передачи культурных ценностей наделены комитеты Министерства культуры РФ. Ошибки, потенциально допущенные ими, будут исправляться от имени государства, а не конкретно комитетом или фондом при министерстве. Например, необоснованная безвозмездная передача картин представителю музея другого государства может повлечь прямой материальный ущерб обществу.

но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать,

или если Вам так удобнее, воспользуйтесь формой онлайн-консультанта!

Все консультации у юристов бесплатны.

Читайте здесь для чего нужен проект межевания линейных объектов.

Собственность публично правовых образований что это значит

Что значит публично-правовая собственность? В это понятие входит право страны и его субъектов владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом. При этом в случае с публичной собственностью предусматриваются следующие ограничения:

  • Соответствующие правомочия не реализуются в пользу определенных граждан, кроме социальной поддержки уязвимых категорий.
  • Полученная прибыль используется для покрытия социально-экономических интересов общества.
  • Порядок пользования и отдельные случаи должны отражаться в нормативных актах и являться доступными для ознакомления любым лицам.
  • Только люди, уполномоченные народом и законами, распоряжаются данным имуществом.

Как видно, ограничения установлены с целью предотвратить злоупотребление полномочиями властных структур. Кроме того, по Конституции, публичная собственность принадлежит всему обществу целиком, а не определенным госструктурам и должностным лицам. Перечень указанных ограничений расширяется или сокращается в зависимости от вида данной собственности.

Наряду с юридическими лицами и гражданами государство в РФ выступает отдельным и совершенно самостоятельным субъектом права. Поэтому очень большая доля недвижимого имущества (не только земли, но и зданий и сооружений) находится в публичной собственности.

Если вы хотите узнать, как в 2019 году решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • государству в целом;
  • конкретному субъекту РФ (в лице его органов исполнительной власти);
  • отдельному муниципалитету.
Собственность публично правовых образований что это значит

Долгое время (практически все прошлое столетие) именно публичная собственность (а конкретно государственная) была основной и, в большинстве случаев, единственной формой владения таким видом недвижимости, как земля.

И только пару десятилетий назад был начат процесс приватизации, то есть оформления на государственное или муниципальное имущество частных прав со стороны юридических и физических лиц.

Основными документами, при помощи которых осуществляется законодательное регулирование публичной формы собственности, являются Земельный и Гражданский кодексы РФ. Также во внимание должны приниматься все законодательные акты и Постановления Правительства РФ, которые затрагивают этот вопрос.

 Под «публичными землями» понимают земли (земельные участки), не находящиеся в собственности граждан и юридических лиц (частной собственности). Условно их можно  разделить на две группы:

  • земельные участки, не отнесенные к собственности Российской Федерации, субъектов РФ или муниципальных образований, т.е. земли, государственная собственность на которые не разграничена. Следует подчеркнуть, что субъект права собственности на такие земли (которых в настоящее время большинство в РФ) пока не определен и до момента разграничения прав на них ими распоряжаются органы власти, уполномоченные на то законодательством;
  • земельные участки, отнесенные к собственности Российской Федерации, субъектов РФ или муниципальных образований, то есть земли, государственная собственность на которые разграничена.

В Земельном кодексе РФ от 25 октября 2001 г. №136-ФЗ (далее — ЗК РФ) содержится исчерпывающий перечень оснований приобретения права собственности публичными образованиями (ст. 17-19 ЗК РФ): Российская Федерация (федеральная собственность), субъекты РФ и муниципальные образования далее совместно будут именоваться «публичными образованиями».

А.Земельные участки, которые признаны федеральными законами собственностью соответствующих публичных образований.

Публичная собственность

Пока данное основание применимо только к федеральной собственности. Начиная с 1992 г. был принят ряд федеральных законов, в которых в той или иной форме провозглашалась федеральная собственность на землю (например п. 10 ст. 1 ФЗ от 31 мая 1996 г. «Об обороне»). В ЗК РФ также содержится нормы, признающие земли федеральной собственностью, в частности п. 4 ст.

87 ЗК РФ, согласно которому земли промышленности и иного специального назначения, занятые федеральными энергетическими системами, объектами использования атомной энергии, федеральным транспортом, путями сообщения, объектами федеральной информатики и связи, объектами, обеспечивающими космическую деятельность, объектами обороны и безопасности, объектами оборонного производства, объектами, обеспечивающими статус и защиту государственной границы РФ, другими объектами, отнесенными к ведению РФ в соответствии со ст. 71 Конституции РФ, являются федеральной собственностью.

Для возникновения права собственности РФ на земельные участки недостаточно одного провозглашения этого в федеральном законе. Необходима также государственная регистрация права собственности на земельные участки в порядке, предусмотренном законодательством о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 5 апреля 2005 г. N 12796/04).

Б. Земельные участки, право собственности на которые возникло у публичных образований при разграничении государственной собственности на землю.

ЗК РФ и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства предусматривают разграничения государственной собственности на землю на: собственность Российской Федерации, собственность субъектов РФ и собственность муниципальных образований. Правовое основание и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами (пп. 9 п. 1 ст. 1 ЗК РФ).

ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю», принятие которого предусмотрено пп. 9 п. 1 ст. 1 и п. 2 ст. 16 ЗК РФ, был подписан 17 июля 2001 г. и введен в действие на всей территории России 20 января 2002 г. Процесс разграничения государственной собственности на землю вышеуказанных образований в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25 октября 2001 г.

№745 «Об утверждении Федеральной целевой программы «Создание автоматизированной системы государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости» предполагалось завершить к 2008 г. Однако по данным Минэкономразвития России, подсчитано, что если существующие темпы разграничения государственной собственности на землю будут сохранены, то процесс будет завершен к 2023 г. Поэтому в настоящее время рассматривается вопрос об упрощении и ускорении процедуры разграничения.

Собственность публично правовых образований что это значит

В. Земельные участки, приобретенные публичными образованиями по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

Такими основаниями согласно Гражданскому кодексу РФ (ч.1) от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ (далее – ГК РФ), в частности, являются:

  • договоры купли-продажи, мены, дарения или иная сделка об отчуждении имущества (ст. 218 ГК РФ);
  • отказ от права собственности (ст. 236 ГК РФ);
  • реквизиция и конфискация земельных участков у собственников (ст. 242, 243 ГК РФ);
  • изъятие земельного участка для государственных и муниципальных нужд (ст. 279 ГК РФ);
  • изъятие земельного участка, который не используется в соответствии с его назначением или используется с нарушением законодательства (ст. 284, 285 ГК РФ).

Собственниками земельных участков по гражданско-правовым договорам как правило становятся муниципальные образования и субъекты РФ (например, в порядке реализации преимущественного права покупки земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения).

Важность деления публичных земель на: разграниченные и неразграниченные определяется прежде всего тем, что в зависимости от этого обстоятельства определяется орган власти, уполномоченный на распоряжение ими. Именно этот орган власти принимает заявления лиц, заинтересованных в предоставлении земельных участков для строительства, предварительно согласовывает место размещения объекта, предоставляет земельные участки для строительства, а также инициирует процесс предоставления земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта.

Преимущества

Если говорить о недостатках публичного правового статуса имущества, то здесь важно сделать одно замечание, их едва ли заметишь, и вот почему. С точки зрения владения самим государством или муниципалитетом объект может приносить одни убытки (содержание или отсутствие прибыли).

С другой стороны, если учитывать, что до сих пор в публичной собственности может оставаться земельный участок или квартира, то здесь обнаружится сразу несколько рисков для человека, владеющего ими на правах по договору социального найма. Он известен своими ограничениями и жесткими государственными положениями.

Например, наниматель не вправе продать государственное (публичное) жилье от своего имени и получить от этой сделки прибыль. Нарушая обязательные требования Жилищного кодекса РФ, наниматель может быть выселен на вполне реальных основаниях, без предоставления другой жилой площади. Собственниками являются ведомства или муниципальные органы власти.

[wpfmb type=’info’ theme=2] Читайте здесь о функциях и задачах Росреестра.

Основная часть лиц, пользующихся публичной собственностью на основании аренды, стремятся поскорее ее оформить в собственность. Однако не всегда стоит торопиться это сделать. На примере с муниципальной квартирой рассмотрим преимущества жилья, принадлежащего кому-либо на основании договора социального найма. К таковым относятся следующие:

  • Отсутствие налоговых платежей на недвижимость. С собственников же взимается сбор в размере от 0,3 до 2% от кадастровой стоимости жилья.
  • Возможность улучшения жилищных условий. Если квартира не соответствует установленным нормам, то в будущем жильцы смогут получить жилье большей площади.
  • Если квартира утрачивается по независящим от нанимателя причинам (например, вследствие пожара или землетрясения), то государство обязано предоставить другое жилье.
  • Передать право владения государственной квартирой другому человеку просто так не представляется возможным. Поэтому мошенники в этом случае остаются бессильными.

Собственность публично-правовых объектов была особенно распространена во времена Советского Союза. Но и сегодня остается немало жилых домов, которые принадлежат государству. Как видно, существует целый ряд преимуществ, которые дает жилье, предоставленное по договору социального найма.

Говоря о муниципальном жилье, нельзя не отметить также и минусы. Рассматриваемые квартиры обладают двумя существенными недостатками. Первый заключается в невозможности продать, подарить или передать по наследству жилье, так как собственником является государство. Таким образом, именно оно распоряжается дальнейшей судьбой недвижимости.

В случае же вынужденного выселения добросовестных граждан им предоставляется другая жилплощадь. Однако в случае с собственником выселение вообще не может осуществляться.

Предлагаем ознакомиться:  Положен ли аванс если человек был на больничном

Для того чтобы обрести полные права на квартиру, ее необходимо приватизировать. Но если жилье является аварийным, то не стоит спешить, так как в этом случае ничего не будет предоставлено взамен него.

111214_0824_12

Читайте

здесь

о функциях и задачах Росреестра.

Из этой статьи вы узнаете для чего нужна кадастровая съемка.

Описание

Чтобы лучше понять экономическую составляющую данного понятия, выделим следующие характеристики:

  • Рассматриваемая собственность осуществляет задачи по реализации государственных интересов путем аккумулирования и перераспределения части национального дохода.
  • Охватывает пространство рынка, неинтересное субъектам частной собственности из-за: больших издержек, малой прибыли, существенных рисков, где не обеспечивается успешное производство, где деятельность сопровождается с большими потерями (или имеется риск таковых) и угрозами существования всего общества.
  • Из-за публичного интереса управление выстраивается с учетом реализации главных социально-экономических интересов.
  • Двойственная природа публичной собственности раскрывается в рыночном и нерыночном характере. Поэтому оценка успешности применения соответствующих субъектов опирается на социально-экономические составляющие, а не только на экономические моменты.

Плюсы есть и они очевидны

Опять возвращаясь к теме повальной приватизации жилого фонда, продемонстрируем преимущество нахождения квартир в публичной собственности:

  • частники обязаны платить налог на имущество, а нахождение квартиры в публичной собственности освобождает граждан от подати;
  • в случае возникновения природных бедствий и утери публичного жилья, можно надеяться на скорое возмещение убытков в виде новой квартиры или дома;
  • наниматель всегда лучше защищен от мошенничества, чего нельзя сказать о частных собственниках при продаже квартир. Их просто нельзя будет забрать у нанимателей.

Ох уж эта приватизация. Долго в ней не могла разобраться. Сейчас живем всей семьей в квартире с публичной собственностью, нам обещали бесплатное увеличение жилищной площади. Но когда предложили вариант нового жилья — он нас не устроил совершенно. А конкретно из-за далекого места расположения. Как можно уладить этот вопрос? Потому что жить на отшибе очень не хочется..

С нашим государством очень опасно связываться, мало ли что, и твоя жилплощадь, находящаяся в публичной собственности, уже не твоя. А какие вообще существуют порядки и правила перевода публичной собственности в частную, если таковое конечно возможно?

здравствуйте! у меня доля в праве общедолевой собственности земли сельхозназначения. есть св-во о доле 1/484. может ли гос-во отобрать её у меня?

Это важно знать:

квартиры, особенно выдаваемые в советский период государством, имели очень маленькую жилплощадь. Семьи разрастались, и возникала потребность в улучшении условий проживания. То есть существовала возможность получить более просторную жилплощадь. Подобные санитарные

нормы

действуют и сегодня. И только для обладателей квартир, находящихся в публичной собственности, доступно бесплатное расширение.

Внимание!

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов,
но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать,
как решить именно Вашу проблему — звоните по телефонам:
7(499) 703-42-21 — Москва
7(812) 309-91-17 — Санкт-Петербург
7(800) 500-27-29 доб. 482 — Россия (общий)
или если Вам так удобнее, воспользуйтесь формой онлайн-консультанта ниже!
Все консультации у юристов бесплатны.

Формы собственности на земельные участки: что такое публичная форма, федеральная и другие?

В данном случае он особенный. Это касается способов распоряжения объектами, вопросов по закреплению конкретных собственников.

Согласно новому законодательству, все публичные земли можно разделить на две категории.

  1. Неразграниченная бессубъектная публичная собственность.
  2. Собственность конкретного публичного собственника.

Но такая процедура не представляет особой сложности – достаточно, чтобы заявление предоставили исполнительные органы госвласти, либо орган местного самоуправления. Такое право есть у лиц, действующих по поручению данных органов.

Картографические работы, их виды и стоимость — читайте подробности по ссылке.

Как уже говорилось, к этой группе относятся участки, принадлежащие сельским, либо городским поселениям. От имени муниципальных образований выступают органы местного самоуправления, когда они занимаются реализацией прав собственности.

То есть, эти органы и становятся субъектами собственности муниципального типа.

Образования муниципального характера могут безвозмездно получить земли, право собственности, на которые принадлежит государству. Только в Москве и Санкт-Петербурге такие объекты в муниципальную собственность не выделяются.

При этом муниципальное право собственности может возникать даже по отношению к объектам, от которых прежние собственники отказались. Кому могут переходить такие объекты?

  1. Предприятиям унитарного типа.
  2. Учреждениям муниципалитета.
  3. Представителям местной власти, либо организациям некоммерческого типа, созданным такими властями.
  4. Юридическим лицам.
  5. Гражданам.

Государство представляет собой систему госорганов. В субъектах РФ власть представляется регионами. Также она принадлежит и муниципальным образованиям. Это важно понимать, так как к публичной собственности относятся земли как федерации, так и регионов. Но она отличается правовым статусом. К примеру, землями, относящимися к государственной собственности, являются:

  • Земли ООПТ.
  • Приграничных территорий.
  • Путей государственного значения.
  • Места нахождения стратегических ископаемых.
  • Могильники с вредными отходами.
  • Лесные и водные объекты.

Собственность публично правовых образований что это значит

Остальные земли являются муниципальными. Ими вправе распоряжаться властные структуры конкретных регионов.

Регионы, так же, как и муниципалитеты, вправе сами распоряжаться собственностью публичных образований. Распоряжение осуществляется в рамках Конституции и других законов страны. Муниципалитеты распоряжаются следующими наделами:

  • Сельскохозяйственного назначения.
  • Населенных пунктов, которые не принадлежат частным лицам.
  • Запаса.

Чтобы обеспечить интересы общества, в ряде случаев земельные участки могут изъять, чтобы перевести в публичную собственность. Это осуществляется посредством проведения процедуры:

  • Национализации.
  • Конфискации.
  • Реквизиции.

В отличие от остальных способов, конфискация осуществляется только в случае незаконного владения, установленного положениями Гражданского кодекса. Права муниципалитетов касательно публичной земельной собственности ограничиваются территориями данных образований. Вмешиваться в процессы, происходящие в других субъектах, они не вправе. Появляющиеся споры разрешаются посредством федеральных уполномоченных инстанций.

При владении собственностью публично-правовых образований участка, частные лица получают определенную выгоду. Например, прибыль, которая получена по результатам коммерческого пользования данных наделов, может быть направлена на развитие инфраструктуры, а также на защиту наиболее уязвимых слоев населения.

Собственность публично правовых образований что это значит

Помимо положительного влияния на общественную жизнь, частные лица сами пользуются соответствующими землями. Это осуществляется по праву аренды и приватизации. Эти правила действуют касательно земель сельхозназначения, а также территорий населенных пунктов. Данные участки, находящиеся в аренде, в будущем могут быть приватизированы по согласованию с местной администрацией.

Особый правовой статус имеют земли запаса. На данную территорию, предоставленную частным лицам, устанавливаются налоговые и другие льготы. Обычно это связано с тем, что такие земли не ухожены и не являются пригодными для пользования в каких бы то ни было целях. Но тот, кто берет их в аренду или приватизирует, занимается обустройством территории. А это является выгодным для рационального земельного использования.

Выше мы рассматривали соответствующую собственность в виде земельных наделов. Теперь остановимся немного на вопросе о жилье. Оно также может принадлежать кому-то на правах государственной или муниципальной собственности. В первом случае в качестве субъектов права выступают Российская федерация и территории, которые входят в ее состав (область, край, республика).

Согласно действующим нормативным актам, все имущество в стране разделяется между конкретными субъектами. Часть объектов принадлежит частным лицам – гражданам, часть – организациям (корпоративная собственность).

Публично-правовые образования тоже являются владельцами имущества. К ним относят в первую очередь государство. РФ выступает в качестве полноправного собственника федерального имущества. Субъектам РФ принадлежат региональные объекты. Муниципалитеты тоже являются публично-правовыми образованиями. Это значит, что в собственности местной власти находится имущество, расположенное в пределах конкретной административно-территориальной единицы.

Исходя из сказанного, можно сформулировать главный признак имущества, принадлежащего публично-правовым образованиям. В его состав входят объекты, не находящиеся в корпоративной или частной собственности.

Собственностью публично-правовые образования распоряжаются, пользуются и владеют по своему усмотрению в рамках своей компетенции. При этом они самостоятельно определяют правила и закрепляют их на официальном уровне.

Конкретные госорганы и должностные лица, действующие от имени собственника (Российской Федерации), приобретают полномочия, объем которых зависит от правоотношений, в которых они участвуют. Основные права принадлежат Правительству. Выступая в качестве Высшего исполнительного института власти, оно наделено полномочиями распоряжаться федеральным имуществом. При этом Правительство может передать их часть другим исполнительным органам, в том числе на региональном уровне.

Компетенция институтов власти субъектов РФ распределяется по тому же принципу, что предусмотрен для федеральных ведомств и министерств. В число органов, уполномоченных распоряжаться собственностью публично-правовых образований, входят правительства регионов и местные администрации. Они также могут реализовывать полномочия самостоятельно или через компетентные структуры. В субъектах РФ основными такими органами являются губернаторы, комитеты и фонды имущественных отношений.

Отношения собственности составляют основную часть правоотношений, возникающих в рамках гражданского оборота. В качестве материальной основы для участия в них публично-правовых образований выступает имущество, находящееся в их законном владении.

Ключевым отличием отношений публичной и частной собственности является то, что в первом случае объекты могут использоваться исключительно в соответствии с целевым назначением. Оно, в свою очередь, заключается в обеспечении исполнения образованиями социальных функций, возложенных на них в соответствии с законом.

Местные структуры власти, в задачи которых, согласно 130 статье Конституции, входит создание условий для самостоятельного решения населением вопросов территориального значения, владения, пользования, распоряжения муниципальным имуществом, могут приобретать отдельные государственные полномочия с предоставлением финансовых и материальных средств, необходимых для их реализации.

Публично-правовые образования активно участвуют в приватизации, реквизиции, национализации, конфискации имущества, принадлежащего частным лицам, и обращении его в публичную собственность. Правила проведения соответствующих процедур закреплены в ГК (статьи 242-243, 306).

Экономическая основа местного самоуправления формируется из объектов, находящихся в муниципальной собственности, средств бюджета, имущественных прав МО.

Муниципалитеты реализуют свои полномочия в отношениях собственности через специально созданных юридических лиц. В результате участие МО в гражданском обороте приобретает опосредованный характер. Основными субъектами права являются представительные органы, местная администрация, глава МО, контролирующая структура при администрации.

Достаточно часто в правоотношениях участвуют учреждения. Они получают определенное имущество в оперативное управление. Учреждения формируются для реализации административных функций. Однако при этом властными полномочиями они не наделяются. Это отличает их от государственных и муниципальных органов.

Содержание права собственности, которое распространяется на любые объекты гражданских прав, в том числе земельные участки, установлено гражданским законодательством. Согласно ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Кроме традиционного перечня правомочий, установленного в отношении любого собственника (триада) собственник публичных образований имеет полномочия и по управлению собственностью.

Участие публично-правовых образований в имущественном обороте

Основная особенность рассматриваемого вида собственности заключается в отсутствии определенных лиц, которым принадлежат земельные наделы. Согласно Конституции, публичное имущество принадлежит непосредственно народу. Блага же от ее эксплуатации служат с целью исполнения обязанностей государства перед его гражданами.

Предлагаем ознакомиться:  Можно ли вычесть налог при покупке недвижимости за материнский капитал

К другим отличиям обоих видов собственности относят:

  • Рассматриваемый вид собственности не облагается налоговым сбором, в отличие от частного.
  • Публичные земли не передаются частным лицам, кроме случаев, которые предусмотрены федеральным законодательством. А вот частные земли – передаются.

Собственность публично-правовых образований не может передаваться ни отдельным иностранным гражданам, ни целым государствам, кроме тех земель, где обустраиваются консульства и посольства. Последние относятся к территории (политической) других стран. Частные земли могут продаваться иностранным гражданам без ограничений. Регламентирование формы собственности участка земли осуществляется посредством применения статей 15 и 16 Земельного кодекса.

Законодательные акты устанавливают специальные особенности правового режима публичных земельных участков. Помимо прямого оформления в собственность исполнительных властных органов, в муниципальное ведение переданы и территории, на которых земли не сформированы в виде самостоятельных участков. Перевод таких земель в частные формы владения может происходить без отдельной процедуры установления муниципальной собственности.

Наделы публичных образований могут на легальном основании передаваться во временное или бессрочное владение частным лицам:

  • на основании арендного договора, условия которого регламентируется срок пользования и размер регулярных платежей в пользу собственника;
  • на основании бессрочного постоянного пользования, в том числе на безвозмездной основе;
  • в форме пожизненного наследуемого владения (выделение наделов на указанном праве прекращено с 2001 года, однако ранее оформленные участки могут сохранять такую форму пользования).

Передача частным лицам земли без переоформления права собственности имеет свои преимущества и недостатки. Прежде всего, до приобретения права собственности гражданам не приходится уплачивать ежегодный земельный налог, размер которого связан с показателем кадастровой стоимости и регулярно повышается.

Обращение в публичные властные органы для переоформления прав на землю может быть вызвано различными причинами. Прежде всего, после приватизации возникает возможность использовать участок в качестве предмета различных сделок – продажа, дарение, мена и т.д. Кроме того, собственнику предоставлено право передавать надел во временное платное пользование иным субъектам – для этого может заключаться долгосрочный или краткосрочный арендный договор.

Земля в частной собственности может выступать и предметом обеспечения обязательств. Например, для оформления кредитного договора в банковских учреждениях на участок может регистрироваться залог. Поскольку земля является одним из наиболее ценных и дорогостоящих активов, граждане предпочитают легальным образом закрепить право собственности. Рассмотрим ключевые нюансы различных процедур передачи земли от публичных образований в частные руки.

Нет видео.

Видео (кликните для воспроизведения).
  • Москва и область: 7-499-350-97-04
  • Санкт-Петербург и область: 7-812-309-87-91
  • Федеральный: 7-800-511-69-34

Все возможные способы переоформить права на земельные наделы регламентированы ГК РФ и ЗК РФ. В настоящее время приоритетным вариантов является платная приватизация, при которой граждане должны выплатить властным органам стоимость земли. Оформление договора купли-продажи может происходить по итогам конкурентной процедуры торгов, либо без проведения аукциона.

Возможность безвозмездно переоформить права на землю доступна только для отдельных категорий граждан:

  • семьи с многодетным статусом (в составе семьи должно быть не менее трех детей в возрасте до 18 лет);
  • граждане, получившие землю на правах аренды для строительства частных домов сроком до шести лет, и фактически владеющие участком более пяти лет;
  • субъекты, получившие участки для ведения фермерского хозяйства на срок более шести лет, и владеющие ими на протяжении пяти лет с соблюдением целевого назначения земли;
  • работники, занимающие должности в муниципальных и региональных учреждениях, получившие землю для возведения частных домов;
  • участки земель из состава СНТ и иных некоммерческих товариществ.

Региональными нормативными актами могут устанавливаться и иные льготные категории, которые смогут получить землю без выплаты ее стоимости.

Приобретение участка на платной основе должно происходить через аукционы, если иные условия не указаны в законе. Проведение торгов происходит по инициативе властных органов или на основании заявления граждан. Выделим ключевые особенности этой процедуры:

  1. если инициатором аукциона выступает муниципалитет, на него возлагается обязанность размещения в открытом доступе извещения о характеристиках участка, сроках подачи заявок и начальной стоимости надела;
  2. начальная стоимость торгов определяется исходя из кадастровой цены участка (она определяется в ходе государственной оценки земель);
  3. наделы, расположенные в черте населенных пунктов, должны быть надлежащим образом сформированы с установлением границ, а к участку должны быть подведены все инженерные коммуникации;
  4. если в торгах принял участие только один субъект, договор будет заключен по начальной стоимости объекта.

Собственность публично правовых образований что это значит

Для участка, выставляемого на продажу, должны быть надлежащим образом определены границы. Для этого нужно получить межевой план, которым изготавливает профессиональный кадастровый специалист – инженер. Если с заявлением обращается частное лицо, до оформления договора выкупа земли оно должно самостоятельно обратиться за получением межевого плана.

Межевой план будет являться основанием для постановки земельного объекта на кадастровый учет, наряду с договором купли-продажи. Содержание межевого плана оформляется в виде текстовой и графической части, а в его состав включаются данные о границах участка со смежными наделами, акт согласования границ, качественные параметры надела.

Закон допускает выкуп земли без проведения торгов для отдельных категорий землепользователей. Как правило, такая возможность связана с выделением земли под определенные цели – ведение личного подсобного хозяйства, возведение частного дома и т.д. При обращении в муниципальные органы нужно подтвердить легальность получения земли, а также соблюдение установленных правил землепользования и целевого назначения земли.

Все доступные приватизационные процедуры можно условно разделить на два этапа – оформление документов в публичных властных органах и регистрационный процесс в службе Росреестра (подать документы на регистрацию можно и через систему Многофункциональных центров). На каждом из указанных этапов гражданам придется иметь дело с различным комплектом документации.

Для оформления договора на передачу земли в частную собственность будут нужны следующие бланки и формы:

  • заявление на передачу надела;
  • общегражданские паспорта всех заявителей;
  • предварительный акт согласования места размещения участка;
  • документы, подтверждающие легальность пользования землей – арендный договор, распорядительный акт о выделении земли в бессрочное владение и т.д.;
  • межевой план и акт согласования границ;
  • документы, подтверждающие возникновение оснований для приобретения земельного надела (например, справка о многодетном статусе семьи);
  • платежные документы, подтверждающие отсутствие задолженности по арендной плате;
  • заявка на участие в аукционе;
  • протокол подведения итогов аукциона;
  • платежный документ, подтверждающий оплату выкупной стоимости земли.

Оформление приватизационного договора осуществляется в срок, не позднее 30 дней с момента представления бланка заявления и необходимых документов. Если передача земли в частную собственность происходит путем проведения торгов, аналогичный срок предусматривается для публикации извещения и приема документов от соискателей.

После оформления приватизационного договора, его нужно зарегистрировать в службе Росреестра. Если участок ранее не был поставлен на учет в кадастровых органах, эта процедура будет осуществляться одновременно с регистрационными действиями. В службу Росреестра или Многофункциональный центр представляется следующий комплект документации:

  • заявление о проведении регистрационной процедуры (дополнительно может включаться условие о постановке объекта на кадастровый учет);
  • общегражданские паспорта на каждого потенциального собственника земли;
  • договор передачи земельного надела в собственность граждан;
  • платежный документ, подтверждающий перечисление выкупной цены земельного объекта (при безвозмездном варианте приватизации этот документ не нужен);
  • межевой план и акт согласования границ надела;
  • платежный документ на оплату госпошлины в сумме 2000 рублей.

В ряде случаев гражданам приходится обращаться в судебные инстанции для принудительной передачи прав на землю. В этом случае дополнительным основанием для регистрационных действий будет являться судебный акт. Регистрационные действия осуществляются в срок не более семи дней, а при подаче документов через систему Многофункциональных центров этот срок увеличится на два дня.

После регистрации договора, переход права собственности фиксируется в госреестре ЕГРН, о чем новый владелец получит соответствующую выписку. С этого момента возникает право распоряжаться землей по собственному усмотрению, а публичная форма собственности на приватизационный участок утрачивает силу.

К числу таких субъектов относится и государство, а также его регионы и прочие формирования, и особенности права собственности следует разобрать, причем это будет полезно как для юридических лиц, так и для граждан.

Земельный участок. Публичная форма собственности

Субъекты государственного публичного имущества:

  • Вся Российская Федерация (имущество федеральной собственности);
  • Субъекты РФ: области, края, республики и остальные (в отношении объектов их владения).

Муниципальное владение вовсе не разновидность государственного, потому что муниципальные публично-правовые образования отличаются от таковых, выделяемых в государственном субъекте. Однако как собственник, муниципальное образование строится по той же модели.

Собственники публичной территории муниципальных образований:

  • Поселения городов;
  • Сельские поселения;
  • Другие подобные образования.

Земельные территории, как форма собственности, могут принадлежать обоим субъектам общественного права.

Земля в государственном владении по Гражданскому Кодексу представляет собой национальное достояние, принадлежит всему народу. Муниципальные земельные участки – соответственным местным учреждениям.

Распоряжение землей, находящейся в общем имуществе, имеет свои возможности и ограничения. Во-первых, право такого владения может возникнуть, тогда как частную земельную территорию можно только приобрести. Общественное имущество возникает после национализации, конфискации, захвата территорий, изъятия и других подобных процедур. Во-вторых, прекращение этого права возможно только на основании административного акта или закона на его основе о приватизации.

Существуют и другие особенности владения земельными пространствами публичного имущества:

  • Земля не обязательно используется по целевому назначению;
  • Гражданский оборот возможен только как аренда, предоставить территорию в залог, передать другому субъекту или отдать в ипотеку нельзя;
  • Публичный собственник не использует землю от собственного имени, он передает участок в распоряжение другому пользователю на оговоренных условиях.

На такие земельные участки не требуется регистрация первичного права.

К национальным достояниям относят любую землю, право собственности на которую есть у государства. Если соблюдены все требования действующего законодательства. Она принадлежит как бы всему народу. В собственности местных образований находятся муниципальные земли.

Если речь идет об объектах общего имущества, то появляются определённые ограничения и обязанности, связанные с распоряжением. Только приобретение или покупка доступны для частных земельных территорий.

А вот если объекты относятся к общему имуществу – возможно возникновение права собственности у любого гражданина. Общественные виды имущества появляются после таких процедур, как изъятие, захват территории, конфискация, национализация.

Предлагаем ознакомиться:  Как оформить завещание при жизни если собственность на муже

В каких случаях гражданин имеет право законно пользоваться чужой землей? Ответы в этой статье.

Плюсы

Право владения может быть прекращено только после издания соответствующих актов, законов.

Для граждан публичная собственность может быть доступна в аренду.

Земельные объекты публичного имущества имеют и другие особенности:

  1. Публичные собственники не могут пользоваться ими от своего имени. Участок передаётся другому пользователю на условиях, оговорённых заранее.
  2. Из действий гражданского оборота по таким землям доступна только аренда. Их нельзя использовать в качестве залога, отдавать в ипотеку, передавать другим субъектам.
  3. Не обязательно использование земель только по целевому назначению.

Ищете способы оспорить кадастровую стоимость земли? Подробная инструкция по этой ссылке.

Если кто-то снимает квартиру в собственности у государства, то приватизацию стараются провести как можно скорее. Но необходимость в такой процедуре как таковой отсутствует.

Ведь даже у такого жилья есть ряд преимуществ. Вот лишь небольшой их список.

  1. Полная защита от действий мошенников. Государственное жильё невозможно так просто перевести в собственность других лиц. Потому и сами злоумышленники не стараются завладеть такими объектами.
  2. Если квартира утрачена, то проживающему в ней дают другой объект, на замену. Государство обязано предоставлять другое жильё при возникновении форс-мажорных ситуаций.
  3. Возможность для улучшения жилищных условий. У каждого есть право получить другое жильё, если старое не соответствует нормам санитарного типа. Но недостаток в том, что предоставляется лишь жилплощадь с идентичными характеристиками.
  4. Отсутствие обязательного налога за владение недвижимостью. Только сами владельцы оплачивают сбор в размере 0,3-2 процентов от кадастровой стоимости жилья.

Среди главных недостатков – невозможность совершить сделки вроде продажи и дарения, аренды. Кроме того, есть риск лишиться имущества в собственности.

Публичная собственность накладывает ряд ограничений для владельца.

Как выше говорилось, имущество страны разделяется между федеральной, региональной и местной властью. Круг объектов, принадлежащих РФ, достаточно широк. У регионов, как публично-правовых образований, в собственности не может находиться федеральное имущество. Речь, в частности, об энергетических и военных объектах, железнодорожном транспорте и инфраструктуре и пр.

Разграничение собственности публично-правовых образований было проведено еще в 1991 г. В настоящее время действует порядок, закрепленный Постановлением ВС РСФСР № 3020-1 от 27.12.1991 г. В Приложениях № 1 и № 2 к этому акту содержатся перечни объектов федеральной собственности и имущества, которое может передаваться регионам.

В статье мы расскажем что значит публичная форма собственности земельного участка, что такое земельные участки федеральной собственности, а также подробно о праве собственности на землю и формах собственности на землю.

Мы подготовили для вас актуальный материал: как найти собственника земли?

Ими могут быть граждане, проживающие в населённом пункте и использующие наделы по целевому назначению. Так же – граждане, проживающие в другом регионе или за рубежом, передавшие свои полномочия лицам на основании доверительного управления или в аренду (наём) для использования на условиях договора и соответственно нормам земельного и гражданского законодательства.

К числу юридических лиц относятся предприниматели и предприятия. Но преимущественное положение занимают дачные товарищества и кооперативы, землями которых владеет учредитель как юридическое лицо.

Зонирование земель осуществляется не только по территориальному признаку. В федеральной собственности находятся земельные участки расположенные по всей государственной территории, в пределах государственных границ. Массивы, принадлежащие Субъектам РФ и муниципалитетам, могут располагаться на одном географическом пространстве, составляя единый ландшафт на местности, но исполняя различные функции.

Мы ознакомились с понятиям формы и вида права собственности на землю, далее перейдем к более конкретным вещам.

Нормы, предусмотренные для субъектов собственности, не разделяются для частных владельцев и государства. Более того, государство, получая преимущества в полномочиях распоряжения землями, соблюдает регламент использования массивов, строго следуя нормам законодательства, установленным им же. Требования, предъявляемые к собственникам, и не допускающие исключения, следующие:

  1. использование земель только по целевому назначению;
  2. ведение регистрационного учёта принадлежащих массивов;
  3. сохранение окружающей экологии;
  4. соблюдение установленных нормативов использования ЗУ.

Объект государственной собственности – массивы, расположенные на поверхности Земли, в пределах государственных границ РФ, которые находятся в единоличном распоряжении федеральных властей. Эти участки могут участвовать в обороте или изыматься из оборота по ряду причин. К ним относятся территории особо плодородных земель, которые недопустимо передавать в собственность частных лиц.

Так же – зоны, предназначенные для организации курортов, санаториев и туристических баз федерального значения. Исторические места, места боевой славы, получившие статус всероссийских. К ним же относятся:

  1. лесные и водные территории;
  2. места складирования отходов;
  3. места добычи природных ископаемых;
  4. заповедники;
  5. особо охраняемые зоны в пределах государственных границ.

Плюсы

Возникновение и прекращение обозначенных объектов основано на принятии правительственных Постановлений и государственных актов, которыми регулируется распоряжение территорией массивов. Опирается на проведение процедуры регистрации, в результате которой в Государственный кадастр недвижимости (ГКН) вносятся сведения о правообладателе, на основании Федерального закона № 122-ФЗ, от 27.07.97 г.

Субъект государственной собственности – Российская федерация, в лице правительства, а так же региональные органы власти, которым делегировано право владения землёй. Внутри субъекта, определяющегося как совокупность нормативного регулирования всех земель, не находящихся в частной собственности, производится дифференциация.

Говоря о субъекте, выделяют следующие его разновидности:

  1. федеральный собственник;
  2. публичные образования.

Государство РФ выступает в роли публично-правового образования, когда действует в интересах конкретных групп населения, участвуя в распределении жизненно необходимых ресурсов между гражданами РФ. К таким ресурсам относятся и земельные массивы, которые допускается перевести в частный фонд только с согласия изначального собственника – государства.

В то же время государственная система – механизм управления правовыми основами всех социальных процессов и явлений. Это даёт ему основания выступать в роли федеральной власти, автономно распоряжающейся ресурсом, не допускающим отчуждения в частные руки. К числу таковых относятся земли, которые недопустимо передавать в собственность отдельным гражданам и юридическим лицам по ряду причин.

Отличия публичной и частной собственности

Собственность публично правовых образований что это значит

Главная разница состоит в том, что при публичной собственности отсутствуют конкретные лица, которые владеют или могут распоряжаться недвижимостью.

Критерий Публичная Частная
Субъект Государство или субъект РФ (в лице государственных органов исполнительной власти), муниципалитет Юридическое или физическое лицо (гражданин или предприниматель)
Налогообложение Отсутствует Присутствует — собственники обязаны уплачивать такой местный сбор, как земельный налог
Возможность передачи конкретным частным лицам На правах аренды или пользования, а также путем приватизации (но только в случаях, когда это допускается законом, и в отношении не всех видов земель) На основании любой законной сделки по отчуждению имущества
Возможность передачи иностранным лицам Практически отсутствует (земли могут быть переданы только с целью обустройства посольств или консульств) Имеется — собственник может свободно продавать свое имущество иностранцам (кроме некоторых видов земель, установленных ЗК РФ)
Получение благ от пользования землей Блага предназначаются народу и в целях выполнения государством (муниципалитетом) своих обязанностей перед гражданами Собственник может использовать их лично и в любых целях, не противоречащих закону
Срок владения В большинстве случаев ограниченный (речь идет о случаях, когда земля предоставляется в пользование частным лицам) Не имеет сроков (право может прекратиться только после передачи его другим лицам)
Цели использования Только те, которые предусмотрены законодательством и договором Любые, не противоречащие закону

Очевидно, что больше прав и преимуществ для землевладельца имеется в том случае, когда участок принадлежит ему на праве частной собственности. Однако и публичная имеет определенные выгоды — например, отсутствие необходимости платить налоги, а также некоторая защищенность со стороны государства (например, эту землю не смогут отобрать мошенники или незаконно захватить соседи).

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, 

звоните по телефонам

:

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Правовой режим и особенности использования земель публичной формы собственности

Право публичной собственности не ограничивается пользованием. Основное обеспечение заключается в направлении соответствующих результатов на общественные нужды. Но вот порядок пользования регламентируется нормами Земельного кодекса. Для получения соответствующего права им следует выполнить следующие действия:

  1. Направить заявление на получение земли в аренду.
  2. Выиграть аукцион.
  3. Заключить договор.
  4. Зарегистрировать его в Росреестре. Но даже если арендатор этого не сделает, администрация подаст документы.

Землей можно пользоваться согласно установленному целевому назначению. К примеру, в собственность публично-правовые земли под ИЖС приобретаются с целью последующего возведения на них частного дома.

Что означает «собственность публично-правовых образований»?

Согласно действующему законодательству, государство – особенный, полностью автономный субъект, похожий по своему устройству на юридические и физические лица. Благодаря такому правовому статусу государство и играет роль самостоятельного субъекта по праву собственности.

Нормативные акты должны также соблюдать интересы общественности. Какие варианты форм публичной собственности бывают?

Публичная собственность разделяется на два типа:

  1. В собственности у государства.
  2. Принадлежащая муниципальным объектам.

В государственном публичном имуществе выделяют следующие виды субъектов:

  • Отдельные субъекты. Это края, республики и так далее.
  • Вся РФ.

Публичная форма собственности бывает двух типов.

Если говорить о публичной территории в образованиях муниципального типа, то право собственности может быть у:

  1. Поселений с сельской местностью.
  2. Городских образований.
  3. Других субъектов с подобным статусом.

Заключение

Публичная собственность – важное направление для обеспечения безопасности населения, удовлетворения всех потребностей, присутствующих в обществе в настоящее время. Без соответствующей технической, материально-финансовой базы проблему невозможно было бы решить.

Публичная собственность нужна для охвата сфер жизни, которые обычным частникам не интересны из-за высокой сложности, либо слишком серьёзных требований.

Благодаря публичной собственности население имеет возможность отдыха.

Муниципальная собственность помогает организовать проживание и отдых, работу для населения. Всего на территории РФ насчитывается около 14,5 тысяч муниципальных образований. При этом у обычных граждан есть право приватизировать землю или любой другой объект, относящийся к данной категории.

документы на землю

Местные органы самоуправления отдельно определяют порядок, в котором проводится данная процедура. А средства от продажи и аренды объектов поступают в государственный бюджет, являясь незаменимым помощником в его пополнении.

Что значит «собственность публичных образований»? Это такой же объект гражданских отношений, что и частная недвижимость. Но в отдельных случаях она служит предметом публичных отношений. Это возможно при наличии соответствующих политических, социальных и экономических условий.

Публичная собственность имеет целый ряд ограничений, которые направлены на предотвращение злоупотреблений со стороны должностных лиц, а также на рациональное пользование землей или иных объектов. Она имеет как преимущества, так и недостатки. Поэтому при возможности выбора гражданин может взвесить все за и против, чтобы принять оптимальное для себя решение.

About the Author: admin4ik

You might like

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector