Ответственность за несвоевременное списания расходов

Сроки списания кредиторской задолженности с истекшим сроком давности

Кредиторская задолженность (далее – КЗ) является неотъемлемой частью жизни любого предприятия, поскольку она помогает на некоторое время отсрочить исполнение обязательств и тем самым сгладить неравномерность финансовых потоков организации.

По правилам бухгалтерского учета такая задолженность учитывается на соответствующих счетах и отражается в бухгалтерской отчетности (в балансе) до момента погашения.

Однако КЗ, на которую кредитор так и не предъявил свои права, по истечении установленного законом срока признается «просроченной», т. е. такую КЗ следует списать и включить в состав доходов.

Списать КЗ можно только после того, как истечет срок исковой давности (3 года согласно ст. 195, 196 ГК РФ). При этом крайне важно корректно определить, когда именно он начинается, с какой даты вести отсчет.

Ответственность за несвоевременное списания расходов

В ст. 200 ГК РФ закреплен порядок определения даты, от которой следует отсчитывать срок давности по обязательствам. Если исполнитель по договору обязуется исполнить возложенное на него обязательство в течение конкретного периода времени (до наступления какой-либо даты), то отсчитывать срок давности следует с даты окончания такого периода.

В случае если договор не предоставляет исполнителю конкретный срок и не определяет дату, на которую обязательство должно быть исполнено, то исковая давность отсчитывается со дня, когда кредитор выставил исполнителю требование об исполнении обязательства.

Если же, согласно договору, с момента получения такого требования исполнителю предоставляется определенный период времени на выполнение требования, вести отсчет следует со дня окончания такого периода.

Важно помнить, что срок давности может быть прерван. Это случается, если за время его течения должник своими действиями фактически признает наличие у него определенного долга. К таким действиям, в частности, относятся: признание требования кредитора, частичное погашение существующей задолженности, уплата процентов по долгу, подписание отсрочки, рассрочки, акта сверки взаиморасчетов и др. (постановление Пленума ВС РФ от 29.09.2015 № 43).

Прерывание означает, что отсчет прежнего срока давности завершается, а отсчет нового следует вести с момента прерывания.

Вместе с тем совокупный срок исковой давности ограничен пределом в 10 лет (п. 2 ст. 200 ГК РФ). Это значит, что с учетом всех прерываний он не может длиться более 10 лет со дня, когда обязательство возникло.

На нашем форуме можно узнать, как правильно отразить ту или иную бухгалтерскую операцию, если у вас возникли вопросы. Так, здесь разбираемся, включается ли списанная кредиторская задолженность в доходы при УСН.

Старая и новая система штрафов

Раньше существовало три состава правонарушений, действующих в отношении органов власти и организаций госсектора. Бюджетные и автономные учреждения привлекались к ответственности по ст. 15.11 КоАП РФ (в прежней редакции) – за нарушение требований к бухучету и отчетности. К казенным учреждениям применялись ст. 15.15.6, 15.15.7 КоАП РФ (в прежней редакции), под которые подпадали нарушения требований к бюджетной отчетности и бюджетным сметам.

Обобщим эти нормы в схематичном виде.

Теперь правила изменились. Все нормы, адресованные органам власти, казенным, бюджетным и автономным учреждениям, объединены в ст. 15.15.6 и ст. 15.15.7 КоАП РФ, а ст. 15.11 КоАП РФ распространяется на остальные экономические субъекты. Составы правонарушений дифференцированы: появилась специальная норма для органов власти (главных распорядителей бюджетных средств), а суммы штрафов в большинстве случаев поставлены в зависимость от тяжести проступка.

Например, несоблюдение требований к документам, используемым в бюджетном процессе (ст. 15.15.7 КоАП РФ), как и раньше, влечет штраф в размере от 10 тыс. до 30 тыс. руб., но в данное понятие сейчас входит не только нарушение порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет. Согласно п. 1 и 3 ст. 15.15.7 КоАП РФ в эту группу также включены:

  • нарушение главным распорядителем бюджетных средств порядка формирования и (или) представления обоснований бюджетных ассигнований;

  • нарушение более чем на десять рабочих дней получателем бюджетных средств установленных сроков постановки на учет бюджетных и (или) денежных обязательств либо сроков внесения изменений в ранее поставленное на учет обязательство.

Аналогичные штрафы предусмотрены за непредставление или представление с нарушением установленных сроков бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности (п. 1 ст. 15.15.6 КоАП РФ).

Но основные изменения касаются содержания бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности – искажения ее показателей. Остановимся на этом подробнее.

Предлагаем ознакомиться:  Реализация имущества должников. Торги: Официальный сайт. Все торги

Порядок списания кредиторской задолженности прошлых лет

«Просроченная» КЗ списывается отдельно по каждому существующему обязательству. При этом основанием для проведения списания кредиторской задолженности является ее инвентаризация, а также внутренний документ, обосновывающий причины списания (п. 78 Положения по ведению бухгалтерского учета).

По общему правилу, инвентаризацию компании обязаны проводить ежегодно, чтобы составить годовую бухгалтерскую отчетность, отвечающую критерию достоверности. Вместе с тем руководитель вправе установить дополнительные основания для ее проведения, а также указать, что именно будет подлежать проверке (какие активы и обязательства). Просроченная кредиторская задолженность (порядок ее списания будет представлен ниже) как раз является таким основанием.

Поэтому в качестве первоочередного мероприятия на пути к списанию КЗ необходимо провести инвентаризацию, причем лучше не по всем обязательствам, а только по некоторым из них (к примеру, по расчетам с отдельными кредиторами).

О том, как документально оформить проведение инвентаризации, см. материал «Приказ о проведении инвентаризации — образец заполнения».

По результатам формируется акт инвентаризации расчетов с кредиторами (форма № ИНВ-17), который содержит информацию о размерах совокупной, а не только «просроченной» КЗ. В акте по каждому кредитору указывается, в частности, его наименование, бухгалтерские счета, на которых учитывается та или иная КЗ в текущее время, информация о сверке (об отсутствии сверки, о наличии разночтений) взаиморасчетов с кредитором, а также объемы «просроченной» КЗ. Акт составляется инвентаризационной комиссией в 2 экземплярах и должен быть подписан членами комиссии.

Для списания кредиторской задолженности, срок давности для которой истек, кроме акта инвентаризации необходимо также письменное обоснование ее наличия. Таким обоснованием будет являться бухгалтерская справка о списании кредиторской задолженности (образец ее представлен ниже), составленная в разрезе синтетических счетов учета на основании данных бухгалтерских регистров, а также прочих подтверждающих задолженность документов (к примеру, акт сверки расчетов с кредитором).

Искажение показателей отчетности

Раньше степень искажения показателей бюджетной (бухгалтерской) отчетности определялась исходя из довольно общих понятий: «грубое нарушение требований к бухучету и отчетности» (ст. 15.11 КоАП РФ в прежней редакции) и «представление недостоверной бюджетной отчетности» (ст. 15.15.6 КоАП РФ в прежней редакции).

В итоге получалось, что одинаковые штрафы назначались и при занижении стоимости имущества на 25 тыс. руб., и при представлении недостоверной информации об объектах незавершенного строительства госсобственности стоимостью более 10 млн руб. В первом случае на учет не была поставлена немецкая овчарка (впоследствии данное имущество не было отражено в отчетности).

Причем судьи не признали такое нарушение малозначительным (см. Решение ВС Республики Марий Эл от 19.03.2018 по делу № 7Р-94/2018). Во втором случае недостоверные сведения подавались в отношении шести объектов незавершенного строительства, в том числе поликлиники, колледжа и центра единоборств (Решение Суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 28.08.2018 № 7-614/2018). В обеих ситуациях виновным – главным бухгалтерам казенных учреждений – был назначен штраф в размере 10 тыс. руб.

Сейчас оснований для разнообразных трактовок недостоверности бухгалтерских документов у контролеров не будет: все нарушения требований к учету, повлекшие искажение показателей отчетности, разделены по степени допущенного искажения. Признаки, позволяющие установить ту или иную степень, перечислены в примечаниях 2 – 4 к ст. 15.15.6 КоАП РФ.

Степень искажения показателей бюджетной или бухгалтерской отчетности

Признаки искажения в отчетности

Искажение денежного показателя по активам, обязательствам или финансовому результату

Занижение сумм налогов, взносов и сборов

Незначительное

– от 1% до 10% и на сумму до 100 тыс. руб.;
– до 1% и на сумму от 100 тыс. до 1 млн руб.

На сумму до 100 тыс. руб.

Значительное

– от 1% до 10% и на сумму от 100 тыс. до 1 млн руб.;
– до 1% и на сумму свыше 1 млн руб.

На сумму от 100 тыс. руб. до 1 млн руб.

Грубое

– более чем на 10%;
– от 1% до 10% и на сумму свыше 1 млн руб.

На сумму свыше 1 млн руб.

Установлены и дополнительные признаки, на основании которых искажение будет оценено как грубое:

  • искажение денежного показателя бюджетной отчетности, которое привело к искажению показателя результата исполнения бюджета;

  • включение в отчетность показателей, не подтвержденных регистрами бухгалтерского учета и первичными документами;

  • регистрация в регистрах бухучета мнимого (неосуществленных расходов, несуществующих обязательств, не имевших места фактов хозяйственной жизни) или притворного объекта учета;

  • ведение счетов вне применяемых регистров бухучета;

  • отсутствие первичных документов, регистров бухучета, отчетности в течение установленных сроков хранения.

Предлагаем ознакомиться:  Сколько процентов удерживают с зарплаты на уплату алиментов в 2019 году

Степень искажения показателей бюджетной или бухгалтерской отчетности

Ответственность за проступок

Совершенный впервые

Совершенный повторно

Незначительное

Предупреждение или штраф в размере от 1 тыс. до 5 тыс. руб.

Штраф в размере от 5 тыс. до 15 тыс. руб.

Значительное

Штраф в размере от 5 тыс. до 15 тыс. руб.

Штраф в размере от 15 тыс. до 30 тыс. руб.

Грубое

Штраф в размере от 15 тыс. до 30 тыс. руб.

Штраф в размере от 30 тыс. до 50 тыс. руб.

Кто ответит за нарушения?

Согласно примечанию 1 к ст. 15.15.6 КоАП РФ ответственность предусмотрена для должностных лиц организаций госсектора: государственных органов, органов местного самоуправления, органов управления внебюджетных фондов и их территориальных подразделений, а также государственных и муниципальных учреждений. Но кто именно понимается под должностными лицами?

Как показывает судебная практика, сложившаяся в части применения ст. 15.11 и 15.15.6 КоАП РФ (в прежней редакции), административная ответственность грозит прежде всего главным бухгалтерам (иным работникам, на которых возложена обязанность по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета, формированию и представлению бюджетной (бухгалтерской) отчетности).

На это указывают, например, решения Приморского краевого суда от 02.03.2017 по делу № 7-21-177/2017, Суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 28.08.2018 № 7-614/2018, Постановление Пензенского областного суда от 27.04.2018 по делу № 4а-167/2018. Правда, в последнем случае производство по делу было прекращено, поскольку судьи признали нарушение малозначительным.

Но отвечать за «бухгалтерские» нарушения приходится и руководителям (хотя подобная практика все же не так обширна). Например, судьи признали, что:

  • начальник управления (органа власти) был правомерно оштрафован за представление бюджетной отчетности с нарушением установленного срока (Решение ВС Республики Саха (Якутия) от 26.10.2017 по делу № 7/1-294/2017);

  • начальник казенного учреждения виновен в направлении сведений о принятом бюджетном обязательстве позднее установленного срока (Решение ВС Республики Коми от 22.11.2017 по делу № 21-909/2017);

  • глава исполкома муниципального района допустил искажение строк в бухгалтерском балансе более чем на 10% (Решение Альметьевского городского суда № 12-596/2018 от 12.11.2018 по делу № 12-596/2018).

Ответственность за несвоевременное списания расходов

А вот директора бюджетного учреждения, привлеченного к ответственности за грубое нарушение правил ведения бухучета и представления отчетности, судьи поддержали. Они выявили несоблюдение контролерами процессуальных требований (в выписанном протоколе об административном правонарушении те не указали конкретную норму, по которой квалифицированы действия должностного лица учреждения), в связи с чем производство по делу было прекращено (Постановление заместителя председателя Свердловского областного суда от 08.06.2017 № 4а-377/2017).

Вероятно, практика привлечения к ответственности как главных бухгалтеров, так и руководителей учреждений продолжится. Косвенно это подтверждает и Минфин. Не так давно представители ведомства заявляли, что за достоверность бюджетной (бухгалтерской) отчетности все равно отвечает руководитель учреждения – независимо от того, кто составляет и подписывает данные документы (письма от 28.02.2019 № 02-07-05/13459, от 17.05.2019 № 02-07-10/35722).

Как списать кредиторскую задолженность прошлых лет в налоговом учете

В бухгалтерском учете «просроченная» КЗ подлежит учету по кредиту счета 91 (субсчет 1) в составе прочих доходов.

В зависимости от того, на каком именно счете учитывалась конкретная КЗ,  списание кредитоской задолженности будет оформляться проводкой Д 60 (62, 66, 67, 70 и др.) К 91-1.

О том, как списать сумму начисленного НДС, которая образовалась при получении аванса (предоплаты), рассказано в Готовом решении от КонсультантПлюс. Там же вы можете найти ответ на вопрос – нужно ли учитывать списанную кредиторскую задолженность на забалансовом счете.

Подробнее о бухгалтерских проводках при списании той или иной КЗ см. материал «Списание кредиторской задолженности – проводки и сроки».

Списание кредиторской задолженности в налоговом учете проводится по общему правилу: сумму «просроченной» КЗ организация должна включить в состав доходов (внереализационных), облагаемых налогом на прибыль (п. 18 ст. 250 НК РФ).

Однако важно помнить, что под это правило не попадает задолженность организации по уплате налогов перед бюджетом. Такую КЗ не следует включать в доходы, с которых будет взиматься налог на прибыль (подп. 21 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Иные случаи, когда списанная кредиторская задолженность не включается во внереализационные доходы, перечислены в Готовом решении от КонсультантПлюс.

Если компания применяет метод начисления, то традиционно сложности могут возникнуть с определением момента, когда «просроченную» КЗ нужно будет учесть в составе налогооблагаемых доходов. И вот почему.

Метод начисления подразумевает, что доходы и расходы признаются тогда, когда они были фактически понесены, вне зависимости от поступления/оттока денежных средств. Вместе с тем, как указано выше, основанием для списания кредиторской задолженности, исковая давность по которой истекла, является акт инвентаризации.

Поэтому возникает вопрос: если срок давности КЗ истек в одном отчетном периоде, а инвентаризацию организация провела в другом, то когда именно следует включить «просроченную» КЗ в состав доходов, облагаемых налогом на прибыль?

Контролирующие органы считают, что такую КЗ нужно включить в состав доходов в том периоде, в котором истекла исковая давность, причем независимо от того, провела ли компания инвентаризацию и оформила ли необходимые документы для списания кредиторской задолженности (письма Минфина РФ от 21.10.2019 № 03-03-06/1/80551, от 28.01.2013 № 03-03-06/1/38, от 27.12.2007 № 03-03-06/1/894, ФНС России от 08.12.2014 № ГД-4-3/25307@, УФНС РФ по г. Москве от 22.06.2010 № 16-15/065026@).

Предлагаем ознакомиться:  Конвенция об оплачиваемых учебных отпусках, Конвенция от 24 июня 1974 года №140,

Солидарны с контролерами и суды (постановление Президиума ВАС РФ от 08.06.2010 № 17462/09, ФАС Поволжского округа от 25.02.2014 по делу № А65-10935/2013).

Поэтому руководителю и бухгалтеру важно помнить, что включить «просроченную» КЗ в состав доходов нужно на дату окончания периода, в котором срок давности по КЗ истек.

Для бухгалтера важно также знать, что делать с НДС при списании КЗ. Об этом см. материал «НДС при списании кредиторской задолженности: проблемные ситуации».

За чужие ошибки не накажут

Как сказано в примечаниях 5 и 6 к ст. 15.15.6 КоАП РФ, лиц, на которых возложено ведение бюджетного (бухгалтерского) учета (то есть главных бухгалтеров), и лиц, с которыми заключен договор об оказании услуг по ведению учета (например, руководителей централизованных бухгалтерий), не станут привлекать в административной ответственности, если искажение отчетности допущено в результате чужих ошибок.

Кроме того, законодатели предусмотрели возможность исправить свои ошибки. Если это сделать своевременно, должностных лиц, подпадающих под действие норм ст. 15.15.6 КоАП РФ, тоже освободят от штрафов. Исправить «бухгалтерские» ошибки можно двумя способами.

1. Подать уточненную налоговую декларацию (расчет) и на этом основании перечислить в бюджет сумму налога (сбора, страхового взноса), не уплаченную вследствие нарушения требований к учету, искажения показателей отчетности, а также соответствующие пени.

2. Повторно подать отчетность, содержащую исправленные показатели. Сделать это можно в любой момент:

  • до принятия отчетности финансовым органом, главным распорядителем бюджетных средств, органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, либо иным лицом, ответственным за формирование консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности;

  • после принятия отчетности одним из названных органов, но до момента обнаружения органом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях по ст. 15.15.6 КоАП РФ, ошибок в отчетности;

  • после проведения органом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях по ст. 15.15.6 КоАП РФ, проверки, по результатам которой в отчетности не были обнаружены исправленные ошибки (иными словами, при выявлении контролерами искажений показателей отчетности).

Отметим, что перечисленные послабления не распространяются на должностных лиц, которые привлекаются к ответственности по ст. 15.15.7 КоАП РФ. То есть если, например, получатель бюджетных средств (а им может быть не только казенное учреждение, но и бюджетное, автономное учреждение, которому орган власти передал полномочия государственного (муниципального) заказчика) вовремя не поставил на учет бюджетное и (или) денежное обязательство, на должностное лицо учреждения будет наложен штраф. Избежать административной ответственности здесь не получится.

Заключение

Теперь в отношении органов власти, казенных, бюджетных и автономных учреждений действуют две статьи, по которым проверяющие могут привлечь к административной ответственности за «бухгалтерские» нарушения, – ст. 15.15.6 и 15.15.7 КоАП РФ. Вместо трех составов правонарушений законодатели предусмотрели десять – увеличение произошло прежде всего из-за того, что нарушения дифференцированы по степени искажения отчетности. Диапазон сумм штрафов стал шире.

Но введены и послабления. Должностным лицам во многих случаях удастся избежать ответственности. Их не накажут за чужие «бухгалтерские» ошибки и при исправлении своих.

Итоги

Таким образом, списать КЗ прошлых лет можно только после того, как подойдет к концу срок ее давности. При этом важно учесть нюансы, связанные с корректным определением момента начала течения исковой давности. А также не забыть, что если течение срока было прервано, то отсчет нового следует начинать заново с момента прерывания.

Для списания кредиторской задолженности необходимо соблюсти определенный порядок и оформить ряд документов (акт инвентаризации, бухгалтерскую справку, приказ руководителя). При этом даже если инвентаризацию «просроченной» КЗ организация не провела, ее все равно целесообразно включить в налогооблагаемые доходы, чтобы избежать споров с проверяющими. И сделать это надо на последнее число периода, в котором срок давности по КЗ истек.

About the Author: admin4ik

You might like

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector