Особенности трудовых отношений с работниками транспорта

Ограничения и запреты при осуществлении трудовой деятельности

Категория
прав
 Транспортные средства 
 Возраст, с которого 
выдаются права
 A 
Мотоциклы, мотороллеры и другие 
мототранспортные средства
16 лет 
 B 
Автомобили, разрешенная максимальная 
масса которых не превышает 3500 кг.
Число сидячих мест, помимо сиденья
водителя, должно быть не более восьми
18 лет {amp}lt;*{amp}gt;
 C 
Автомобили, разрешенная максимальная 
масса которых превышает 3500 кг, за
исключением относящихся к категории D
18 лет {amp}lt;*{amp}gt;
 D 
Автомобили, предназначенные для 
перевозки пассажиров и имеющие, помимо
сиденья водителя, более восьми сидячих
мест
20 лет 
 E 
Составы транспортных средств 
Лица, имеющие право 
на управление
транспортными
средствами
категорий B, C или
D, - при наличии
стажа управления
транспортным
средством
соответствующей
категории не менее
12 месяцев
Трамваи и троллейбусы 
20 лет 

впервые назначаемых на работу, ранее не работавших водителями, имеющих перерывы в практике, прошедших переподготовку и пр. Стажировка организуется работодателем. Успешное прохождение водителем-стажером контрольных проверок является основанием для принятия решения о возможности его допуска к самостоятельной работе.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru

Документ о наличии специального права обязателен не только для водителей автотранспорта. Допуск к управлению другими видами транспорта также должен подтверждаться предусмотренными законом документами (табл. 2).

Таблица 2

Особенности трудовых отношений с работниками транспорта

Запрещена работа по совместительству по аналогичной должности, т.е. непосредственно связанная с управлением транспортными средствами или движением транспортных средств (ст. 329 ТК РФ). И к работодателю, и к работнику предъявляются жесткие требования в части соблюдения режима рабочего времени и времени отдыха (ст. 329 ТК РФ).

увольнение по указанному основанию будет правомерным только после вступления в законную силу решения суда о лишении водителя прав. До этого момента расторжение трудовых отношений по рассматриваемому основанию будет преждевременным, а значит, незаконным. На период разбирательства в силу положений ст.

76 ТК РФ работодатель может отстранить сотрудника до ликвидации обстоятельств, повлекших такую необходимость. В период отстранения заработная плата не начисляется. В силу ст. 76 ТК РФ до отстранения работодатель обязан предложить сотруднику (с его письменного согласия) перевод на другую имеющуюся работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации сотрудника, так и нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую тот может выполнять с учетом состояния здоровья.

Перевод осуществляется только в том случае, если сотрудник даст письменное согласие. При этом работодатель обязан предоставить все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Возможность предлагать вакансии в других местностях должна быть предусмотрена коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Особенности состояния здоровья работников транспорта

Для того чтобы принять сотрудника на работу, необходимо запросить у работника следующие документы:

  • паспорт гражданина;

  • трудовая книжка;

  • ИНН;

  • СНИЛС – страховое свидетельство ПФР;

  • документы об образовании;

  • документ воинского учета, в случае, если гражданин является военнообязанным;

  • медицинская справка.

В некоторых случаях, чтобы принять сотрудника на работу, необходимо наличие у него медицинской справки. Медицинская справка необходима в случае принятия на работу несовершеннолетнего, а также в случае работы в пищевой промышленности, в сфере общественного питания. Так, например, предусмотрено обязательное прохождение медицинской комиссии для водителей, охранников, работников, контактирующих с пищевой продукцией (поваров), медицинского персонала (врачей, медсестер).

 Должности 
 Документы о 
квалификации
Норма закона, устанавливающая требование
о наличии документа о квалификации
 Водный транспорт 
Командный 
состав судна и
судовая команда
Дипломы и 
квалификационные
свидетельства
Статья 27 Кодекса внутреннего водного 
транспорта РФ от 07.03.2001 N 24-ФЗ
(далее - КВВТ РФ); Положение о
дипломировании членов экипажей судов
внутреннего плавания, утв.
Постановлением Правительства РФ от
31.05.2005 N 349
Члены экипажа 
морского судна
Дипломы и 
квалификационные
свидетельства
Статья 54 Кодекса торгового мореплавания
Российской Федерации от 30.04.1999
N 81-ФЗ (далее - КТМ РФ); Положение о
дипломировании членов экипажей морских
судов, утв. Постановлением Правительства
РФ от 04.08.1999 N 900
Экипаж судна, 
используемого
для рыболовства
Дипломы и 
квалификационные
свидетельства
Положение о дипломировании персонала 
судов рыбопромыслового флота РФ, утв.
Постановлением Правительства РФ от
28.07.2000 N 576
Бортпроводники,
техник-
судоводитель и
старший техник-
судоводитель
Дипломы и 
квалификационные
свидетельства
Федеральные государственные 
образовательные стандарты, утв.
Приказами Минобрнауки России от
24.06.2010 N 700, от 22.06.2010 N 680
Экипажи 
спортивных
парусных судов
Удостоверения, 
дипломы
Положение о дипломировании членов 
экипажей спортивных парусных судов, утв.
Приказом Минтранса России от 22.10.2009
N 185
 Железнодорожный транспорт 
Машинисты 
локомотивов и
моторвагонного
подвижного
состава
Свидетельства 
Положение о порядке проведения 
испытаний, выдачи свидетельств на право
управления локомотивом, моторвагонным
подвижным составом на российских
железных дорогах, утв. Приказом МПС
России от 11.11.1997 N 23Ц
Помощник 
машиниста
локомотива
Свидетельства 
Положение о порядке проведения 
испытаний, выдачи свидетельств помощника
машиниста локомотива, моторвагонного и
специального самоходного подвижного
состава на железных дорогах Российской
Федерации, утв. Приказом МПС России от
28.10.1999 N 39Ц
 Воздушный транспорт 
Члены экипажа 
воздушных судов
Сертификаты 
(свидетельства)
Статья 53 Воздушного кодекса Российской 
Федерации от 19.03.1997 N 60-ФЗ;
Федеральные авиационные правила
"Требования к членам экипажа воздушных
судов, специалистам по техническому
обслуживанию воздушных судов и
сотрудникам по обеспечению полетов
(полетным диспетчерам) гражданской
авиации", утв. Приказом Минтранса России
от 12.09.2008 N 147

Как известно, водительские права может получить далеко не каждый. Существуют психические заболевания, при которых противопоказана работа, связанная с движением любого транспорта, например эпилепсия (ст. 6 Закона РФ от 02.07.1992 N 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», Постановление Правительства РФ от 28.04.

Предлагаем ознакомиться:  Заносится ли дисциплинарное взыскание в трудовую книжку

1993 N 377 «О реализации Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»). Интересно, что пограничная умственная отсталость и задержка умственного развития накладывают ограничения на управление лишь некоторыми транспортными средствами, а наркомания, токсикомания и алкоголизм в состоянии стойкой ремиссии не препятствуют допуску к вождению.

Помимо ограничений по состоянию здоровья для получения права на управление транспортным средством законодателем установлены и условия допуска к непосредственному исполнению водительских обязанностей:

  1. Обязательный предварительный медицинский осмотр перед приемом на работу (ст. 213 ТК РФ).
  2. Периодические медицинские осмотры (ст. 213 ТК РФ). Для выполнения работ, непосредственно связанных с движением автотранспорта (в том числе электротранспорта, автомобилей, мотороллеров и пр.), периодичность медицинского осмотра — один раз в 3 года, а для водителей, достигших возраста 55 лет (для женщин — 50 лет), — один раз в 2 года (Приказ Минздрава СССР от 29.09.1989 N 555 «О совершенствовании системы медицинских осмотров трудящихся и водителей индивидуальных транспортных средств»). Водители в возрасте до 21 года проходят такой медосмотр ежегодно (ст. 213 ТК РФ). В отношении работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов, Положением о порядке проведения обязательных предварительных, при поступлении на работу, и периодических медицинских осмотров на федеральном железнодорожном транспорте, утв. Приказом МПС России от 29.03.1999 N 6Ц, предусмотрена периодичность в зависимости от профессии и возраста — от ежегодных до осмотров раз в 3 года.
  3. Предрейсовые медицинские обследования работников общественного транспорта (ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»). Пунктом 2.4 Типового положения об организации предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств, являющегося Приложением N 2 к Методическим рекомендациям «Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения. Организация и порядок проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств», утв. Письмом Минздрава России от 21.08.2003 N 2510/9468-03-32, установлены случаи недопущения водителей к управлению автомобилем:
  • при выявлении признаков временной нетрудоспособности;
  • при положительной пробе на алкоголь, на другие психотропные вещества и наркотики в выдыхаемом воздухе или биологических субстратах;
  • при обнаружении признаков воздействия наркотических веществ;
  • при выявлении признаков воздействия лекарственных или иных веществ, отрицательно влияющих на работоспособность водителя.

При допуске к рейсу на путевых листах ставятся штамп «Прошел предрейсовый медицинский осмотр» и подпись медицинского работника, проводившего осмотр.

Требование о прохождении медицинских осмотров действует не только в отношении водителей автотранспорта. Для работников воздушного транспорта подобный регламент содержат Федеральные авиационные правила «Медицинское освидетельствование летного, диспетчерского состава, бортпроводников, курсантов и кандидатов, поступающих в учебные заведения гражданской авиации», утв.

Приказом Минтранса России от 22.04.2002 N 50. Условия медосмотров для работников железнодорожного транспорта изложены в п. 3 ст. 25 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», Перечне профессий и должностей работников, обеспечивающих движение поездов, подлежащих обязательным предварительным, при поступлении на работу, и периодическим медицинским осмотрам, утв.

Постановлением Правительства РФ от 08.09.1999 N 1020, а также Приказе Минтранса России от 28.03.2007 N 36, Приказе Минтранса России от 16.07.2010 N 154. Для работников водного транспорта медосмотры установлены в ст. 55 Кодекса торгового мореплавания РФ от 30.04.1999 N 81-ФЗ, ст. 27 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ от 07.03.2001 N 24-ФЗ.

Содержание трудового договора

В трудовом договоре должны быть указаны (ч. 1 ст. 57 ТК РФ):

  • фамилия, имя, отчество работника;

  • наименование работодателя или фамилия, имя, отчество работодателя — физического лица;

  • сведения о представителе работодателя, подписавшем трудовой договор, и основание, в силу которого он наделен соответствующим полномочием.

Полномочие может быть предусмотрено учредительными документами работодателя (уставом), локальным нормативным актом (например, приказом о наделении работника полномочиями), трудовым договором, должностной инструкцией или законом;

  • сведения о документах, удостоверяющих личность работника и работодателя — физического лица;

  • идентификационный номер налогоплательщика;

  • место и дата заключения договора.

При этом условия, которые включаются в трудовой договор, разделены на обязательные и дополнительные.

Обязательные (существенные) условия трудового договора

Все условия трудового договора должны соответствовать требованиям действующего трудового законодательства.

https://www.youtube.com/watch?v=ytdevru

1) место работы (т.е. наименование работодателя) (абз. 2 ч. 2 ст. 57 ТК РФ).

2) должность согласно штатному расписанию, профессии, специальности с указанием квалификации. Также здесь должен быть указан конкретный вид поручаемой сотруднику работы (абз. 3 ч. 2 ст. 57 ТК РФ).

Предлагаем ознакомиться:  Какой срок рассмотрения заявления в полицию? || Срок рассмотрения заявления в полиции

3) дата начала работы. Если заключается срочный трудовой договор, то здесь также указывается срок действия этого договора и обстоятельства (причины), согласно которым заключается этот срочный трудовой договор (абз. 4 ч. 2 ст. 57 ТК РФ).

То есть, указывается, что сотрудник привлекается к работе по срочному соглашению на определенный период с указанием даты увольнения. В случае если после завершения срочного трудового договора сотрудник продолжает работать, то такой срочный трудовой договор переквалифицируется в бессрочный трудовой договор.

4) условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты) (абз. 5 ч. 2 ст. 57 ТК РФ);

5) режим рабочего времени и времени (абз. 6 ч. 2 ст. 57 ТК РФ);

6) гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда. В этом случае должна быть указана характеристика условий труда на рабочем месте (абз. 7 ч. 2 ст. 57 ТК РФ);

7) условия труда на рабочем месте (абз. 9 ч. 2 ст. 57 ТК РФ);

8) условия, определяющие в необходимых случаях характер работы (например, характер работы может быть разъездным или в пути) (абз. 8 ч. 2 ст. 57 ТК РФ);

9) условие об обязательном социальном страховании работника (абз. 10 ч. 2 ст. 57 ТК РФ);

10) другие условия в случаях, предусмотренных трудовым законодательством (абз. 11 ч. 2 ст. 57 ТК РФ).

В трудовом договоре можно предусмотреть дополнительные условия, не ухудшающие положение работника по сравнению с установленным трудовым законодательством. Например, дополнительно можно предусмотреть условия о конкретном рабочем месте (абз. 2 ч. 4 ст. 57 ТК РФ), о выплате выходного пособия в повышенном размере (ч. 4 ст. 178 ТК РФ), неразглашении коммерческой тайны (абз. 4 ч. 4 ст. 57 ТК РФ) и другие условия.

Ограничения и запреты при осуществлении трудовой деятельности

Помимо общих требований к дисциплине труда, установленных ТК РФ, на работников транспорта распространяются специальные уставы о дисциплине (ст. 192 ТК РФ), например:

  • Устав о дисциплине работников морского транспорта, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.05.2000 N 395;
  • Устав о дисциплине работников рыбопромыслового флота РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 21.09.2000 N 708;
  • Устав о дисциплине экипажей судов обеспечения Военно-Морского Флота, утв. Постановлением Правительства РФ от 22.09.2000 N 715.

Некоторые уставы предписывают обязательное ношение формы и знаков различия. Если данное условие нарушается, к работнику может быть применено дисциплинарное взыскание.

Следует отметить, что в данных уставах и положениях перечень дисциплинарных взысканий может быть несколько шире, чем в ст. 192 ТК РФ. Однако, если такие виды наказаний, как предупреждение о неполном служебном соответствии или изъятие диплома, вопросов не вызывают, вынесение строгого выговора может повлечь за собой спор.

Кстати, последний не предусмотрен и современным трудовым законодательством. Например, решениями Верховного Суда РФ некоторые «дополнительные» виды дисциплинарных взысканий были признаны незаконными, а следовательно, не подлежащими применению (см. Определение Верховного Суда РФ от 06.02.2003 N КАС03-23).

Для работников автомобильного транспорта отдельный устав не разработан. И дисциплина труда в этой сфере регулируется только нормами ТК РФ и локальных актов работодателей.

Особенности режима рабочего времени

Нормальная продолжительность рабочего времени в соответствии со ст. 91 ТК РФ не может превышать 40 часов в неделю. Согласно ч. 2 ст. 329 ТК РФ особенности режима рабочего времени и времени отдыха работников транспорта устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта, с учетом мнения соответствующих общероссийского профсоюза и общероссийского объединения работодателей. Важное условие: эти особенности не могут ухудшать положение работников по сравнению с установленными ТК РФ.

Особенности трудовых отношений с работниками транспорта

Существует множество актов, регулирующих особенности рабочего времени в транспортной сфере. И они действительно содержат отличные от ТК РФ нормы, но не противоречат ограничениям, установленным трудовым законодательством.

Согласно Положению об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утв. Приказом Минтранса России от 20.08.2004 N 15, если предусматривается пребывание водителя в автомобиле более 12 часов, в рейс должны быть направлены два работника, а автомобиль должен быть оборудован спальным местом.

В соответствии с Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации Российской Федерации, утв. Приказом Минтранса России от 21.11.2005 N 139, продолжительность полетного времени на всех типах воздушных судов ограничена: она не может превышать 80 часов за один календарный месяц, 240 — в квартал, 800 — за календарный год.

https://www.youtube.com/watch?v=upload

Пунктом 23 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов, утв. Приказом МПС России от 05.03.2004 N 7, предусмотрено, что при обслуживании пассажирского вагона двумя проводниками за поездку каждому из них включается в рабочее время половина времени в пути следования.

Предлагаем ознакомиться:  Расторжение банком кредитного договора в одностороннем порядке

На практике. Н. обратился в суд с иском к МУП автомобильного транспорта (МУПАТ) о признании незаконным приказа о возмещении им материального ущерба, причиненного предприятию. В обоснование иска указал, что работает водителем автоколонны N *** МУПАТ. Приказ о взыскании с него материального ущерба Н. полагал незаконным, т.к.

своей вины в причинении материального ущерба не усматривал. Суд установил, что материальный ущерб был нанесен работодателю в результате издержек на ремонт двигателя, пришедшего в негодность из-за допущенного истцом перегрева. Нарушений в проведении проверки, установлении суммы ущерба, вынесении приказа суд не установил.

Вина работника в причинении ущерба была установлена работодателем объективно и полно. Суд пришел к выводу, что ответчиком при решении вопроса о взыскании материального ущерба с Н. были полностью соблюдены соответствующие требования трудового законодательства. В удовлетворении иска работнику суд отказал (решение Новоуренгойского городского суда).

Влияние общественности

Автобус — наиболее популярный вид транспорта. Неудивительно, что именно он стал объектом активного контроля со стороны общественных органов. В пассажирских автобусах часто можно увидеть объявления с номерами телефонов, по которым можно сообщить о нарушении Правил дорожного движения или порядка обслуживания пассажиров.

Впрочем, такая возможность предусмотрена и на железнодорожном, и на воздушном транспорте. Есть несколько способов: обратиться к непосредственному начальнику нарушителя, позвонить по телефону доверия или оставить сообщение на интернет-портале. Конечно, само по себе такое обращение не всегда влечет немедленное наказание.

Однако оно дает основание для проведения соответствующей проверки. И, если провинность будет подтверждена, водителя ждет дисциплинарное взыскание, а в случае неоднократных нарушений — и увольнение по п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. Так, во Владивостоке наказали водителя маршрутного автобуса, нарушившего Правила дорожного движения.

Не менее действенным оказывается обращение через Интернет. Например, на официальном сайте Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области есть страница, на которой граждане могут оставлять жалобы. На основании этих сообщений проводятся проверки. За нарушение Правил дорожного движения, некорректное обращение с пассажирами, курение во время движения водители общественного транспорта наказываются.

Споры и претензии

Таблица 2

Надо сказать, что трудовые споры с участием работников транспорта не отличаются от разбирательств в других профессиональных областях. Однако для каждой сферы характерен свой «рейтинг популярности». Если работники торговли чаще всего судятся из-за взыскания сумм недостачи, сотрудники производственных предприятий — по поводу невыплаченной зарплаты и восстановления на работе, то водители в большинстве случаев оспаривают удержание из зарплаты сумм материального ущерба.

Включение в Перечень должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, утв. Постановлением Минтруда России от 31.12.2002 N 85, только водителя-инкассатора и работ, связанных с перевозкой (транспортировкой) денежных средств и иных ценностей, не дает работодателям оснований для заключения договора о полной материальной ответственности со всеми водителями, не осуществляющими перевозку ценностей (а, например, только пассажиров).

Однако, несмотря на это, работодатели в нарушение требований ст. 242 ТК РФ продолжают заключать договоры о полной матответственности с водителями и автобусов, и служебных автомобилей. При отсутствии договоров работодатели апеллируют к ст. 241 ТК РФ, взыскивая с работника сумму материального ущерба в размере его среднего заработка.

На практике. Четыре водителя, работавшие посменно на одном и том же автомобиле, обратились в суд с иском к ООО «А***» о признании незаконным приказа об удержании денежных сумм из заработной платы, взыскании незаконно удержанных денежных средств. В обоснование иска указали, что считают спорный приказ незаконным, т.к.

руководством предприятия не установлено лицо, виновное в заклинивании двигателя. По мнению суда, в силу должностных обязанностей истцы обязаны бережно относиться к имуществу предприятия и принимать все необходимые меры по обеспечению его сохранности. Из представленных суду документов видно, что у автомобиля, на котором в спорный период работали все четверо водителей, заклинил двигатель — из-за попадания в смазку песка.

Подводим итоги

Анализируя положения статей ТК РФ и иных нормативных актов, можно сделать следующие выводы:

  • Рассмотренные особенности труда касаются работников, непосредственно управляющих транспортными средствами, но не офисных сотрудников и технического персонала.
  • К работникам транспорта предъявляются повышенные требования, однако ни одна законодательная норма не предоставляет ни повышенных гарантий, ни льгот, которые как-то компенсировали бы такие требования.
  • Оснований для наложения взысканий на работников в транспортной сфере гораздо больше, чем в иных отраслях. Кроме того, и вариантов наказаний больше.
  • Трудовые споры с водителями в основном касаются удержания материального ущерба, восстановления на работе и взыскания недополученных работниками сумм.

Н.Пластинина

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

Саратов

About the Author: admin4ik

You might like

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector