Нужен ли техосмотр на новую машину

Стоимость техосмотра автомобиля в 2019 году

Федеральная служба по тарифам (ФСТ) обнародовала документ «Об утверждении методики расчёта предельного размера платы за проведение техосмотра», из которого следует, что с 1 января 2012 года цена техосмотра автомобиля должна составлять в среднем не более 958,5 рубля (без НДС).

В реальных условиях стоимость техосмотра в 2019 году для автомобилей категории «В» составляет в районе 700 рублей. При этом госпошлина в размере 300 рублей теперь отсутствует.

Тарифы на техосмотр различаются в зависимости от типа ТС и региона России. Регионы самостоятельно устанавливают размер платы за работу оператора — предельный размер платы за проведение осмотра определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Категория ТС по оплате Стоимость ТО (руб.)
Категория М1 — ТС (легковые автомобили), используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, не более восьми мест для сидения 720
Категория М2 — ТС (автобусы), используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых не превышает 5 тонн 1290
Категория М3 — ТС (автобусы), используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых превышает 5 тонн 1560
Категория М3 — ТС (автобусы), используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых превышает 5 тонн 1560
Категория N1 — ТС (грузовые автомобили), предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу не более 3,5 тонн 770
Категория N2 — ТС (грузовые автомобили), предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу свыше 3,5 тонн, но не более 12 тон 1510
Категория N3 — ТС (грузовые автомобили), предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу более 12 тонн 1630
Категория О1 — прицепы (полуприцепы), технически допустимая максимальная масса которых не более 0,75 тонн 600
Категория О2 — прицепы (полуприцепы), технически допустимая максимальная масса которых свыше 0,75 тонн, но не более 3,5 тонн 600
Категория О3 — прицепы (полуприцепы), технически допустимая максимальная масса которых свыше 3,5 тонн, но не более 10 тонн 1050
Категория О4 — прицепы (полуприцепы), технически допустимая максимальная масса которых более 10 тонн 1050
Категория L — мототранспортные средства 240

Для того чтобы пройти техосмотр, вам понадобятся следующие документы:

  • Паспорт РФ.

  • Свидетельство о регистрации ТС и ПТС.

  • Водительское удостоверение.

  • Если ТО проходит не собственник автомобиля, понадобится генеральная доверенность.

В заключении хочется уделить особое внимание срокам устранения неисправностей. К сожалению, при прохождении ТО у Вашего автомобиля может быть выявлен целый ряд неисправностей, препятствующих получению диагностической карты. В подобных случаях Ваш автомобиль подлежит повторной диагностике.

1. Транспортное средство, техническое состояние которого признано не соответствующим обязательным требованиям безопасности транспортных средств, подлежит повторному техническому осмотру.

2. При проведении повторного технического осмотра транспортного средства в срок не позднее чем двадцать дней с момента проведения предыдущего технического осмотра осуществляется проверка транспортного средства только в отношении показателей, которые согласно диагностической карте при проведении предыдущего технического осмотра не соответствовали обязательным требованиям безопасности транспортных средств.

П. п. 1 и 2 ст. 18 Закона от 01.07.2011 N 170-ФЗ.

3. Повторный технический осмотр проводится за плату, размер которой определяется объемом выполненных работ, но не может превышать предельный размер платы за проведение технического осмотра.

4. В случае, если повторный технический осмотр проводится в другом пункте технического осмотра или у другого оператора технического осмотра, такой технический осмотр проводится в полном объеме.

П. п. 3 и 4 ст. 18 Закона от 01.07.2011 N 170-ФЗ.

В случае если произойдет ДТП из-за неисправности, которая не была обнаружена при техосмотре, то в таком случае страховая может взыскать с оператора ТО полную сумму ущерба.

Законодательство Российской Федерации четко определяет процедуры техосмотра и другие необходимые регистрационные действия, связанные с автомобильным транспортом. Правовое регулирование данных вопросов в полной мере обеспечивается положениями ФЗ №170 от 01.07.2011 и предусматривает строгий порядок проведения технического осмотра в зависимости от конкретных обстоятельств. В том числе, особый порядок применяется и в отношении новых транспортных средств.

Так, по отношению к новым машинам, техосмотр, в соответствии с положениями вышеозначенного закона, не является необходимым в течение первых трех лет. Однако, данные положения касаются исключительно следующих видов транспорта:

  • Легковых автомобилей.
  • Грузовых автомобилей с максимальной массой с учетом груза не более 3,5 тонн.
  • Прицепов и полуприцепов.
  • Мотоциклетного транспорта.

В случае приобретения подобной новой техники, диагностическая карта на неё не выдается дилером либо продавцом. В течение трех лет с момента выпуска данного транспорта, техосмотр не нужен, и проводить его необходимо лишь перед истечением трехлетнего срока с момента выпуска. При проверке документов водителя с подобной техникой ему будет достаточно предъявить свидетельство о регистрации права собственности или паспорт транспортного средства, в котором точно должен обозначаться год выпуска.

Обратите внимание

В течение всего вышеозначенного трехлетнего срока, диагностическая карта не является необходимым документом для данных категорий транспорта.

Нужен ли техосмотр на новую машину

Одной из наиболее распространенных проблем, связанных с техосмотром нового транспорта, является особое отношение страховых компаний к выдаче полисов ОСАГО и, тем более, КАСКО, для владельцев новых автомобилей. Многие компании предусматривают возможность выдачи полиса исключительно при предъявлении водителем диагностической карты.

А так как езда без полиса ОСАГО является запрещенной, у многих водителей просто не остается выхода, кроме как проводить техосмотр и получать диагностическую карту. Однако таковые действия работников страховой компании являются незаконными и могут быть оспорены в судебном порядке.

Кроме этого, законодательство также выделяет ряд видов транспорта, которые не требуют прохождения техосмотра и наличия диагностической карты в принципе в связи с особенностями своей конструкции. К таковым можно отнести мотоциклетный транспорт с объемом двигателя менее 50 кубических сантиметров. Также, относятся к видам транспорта, не требующего диагностической карты и транспортные средства любых конфигураций с электрическим двигателем, мощность какового не превышает 4 Ватт.

Обратите внимание

Если максимально допустимая конструкционная скорость вышеозначенных транспортных средств может превышать 50 километров в час, то техосмотр для них является также необходимой процедурой. В противном случае, допускается движение данного транспорта и без техосмотра.

В случае отсутствия у водителя диагностической карты во время проверки документов работниками правоохранительных органов, они могут быть привлечены к ответственности, только если управляют такси, специальным транспортом для перевозки опасных грузов, либо же автобусами или грузовиками с восемью и более пассажирскими местами. В таком случае штраф за техосмотр составляет 500 рублей.

Водители же средств, не входящих в данные категории, не наказываются в соответствии с положениями ст. 12.1 КоАП РФ. Однако, отсутствие диагностической карты у водителя не позволит ему получить полис ОСАГО, а уже за его отсутствие, вне зависимости от причин, может быть выписан реальный штраф. Именно поэтому рекомендуется регулярно проходить техосмотр, чтобы избежать возможных негативных последствий, которые могут наступить даже несмотря на отсутствие прямой обязанности водителей получать диагностическую карту.

Требование регулярного техосмотра на новую машину не распространяется. Автопроизводители гарантируют исправность транспортного средства с момента его выпуска с конвейера на протяжении последующих трех лет. Дилеры, реализующие новый транспорт, предоставляют регулярный гарантийный ремонт, обеспечивая тщательный контроль состояния агрегатов, систем, основных деталей.

Техосмотр для оформления ОСАГО на новый автомобиль требуется только для определенных категорий. Так, регулярность проверки не реже 1 раза в полгода распространяется на:

  • автомобили, используемые для грузоперевозки, с массой выше 3,5 тонн;
  • пассажирский транспорт (автобусы, микроавтобусы, легковые авто, работающие в режиме такси);
  • машины автошколы, используемые при практическом обучении навыкам вождения;
  • транспорт, оборудованный спецсигналами;
  • мототехника.

Помимо того, что новые авто данных категорий обязаны проходить регулярный осмотр, даже если их возраст не превысил 3 лет, время действия предыдущей диагностической карты составляет всего полгода, по истечении которых транспортная единица нуждается в новом всестороннем обследовании.

Нужно ли получать диагностическую карту на новый автомобиль

Нужен ли техосмотр на новую машину

На сегодняшний день владельцам новых ТС не обязательно проходить диагностический осмотр (более детально, о том можно ли оформить ОСАГО без техосмотра, читайте тут). Полис автогражданской ответственности выдается собственникам автомобилей, которым нет еще 3 лет без карточки диагностического осмотра. Однако каждый шофер должен понимать насколько это важно поддерживать свое ТС в исправном состоянии. Необходимо вовремя устранять даже на первый взгляд незначительные неполадки авто.

В общем случае ТО необходимо. После того как было отменено государственное ТО, задача следить за его прохождением легла на плечи страховых организаций. Именно поэтому при оформлении договора автогражданской ответственности страховщики требуют предъявить карточку диагностического осмотра авто.

ВАЖНО! Если карты диагностики у вас на руках нет, но ТО вы прошли, то наличие данного документа могут проверить по единой базе.

С 2016 года у страховых организаций появился постоянный доступ к базе ЕАИСТО и они обязаны производить сверку с ней. Эта новость особенно порадовала покупателей б/у автомобилей, так как на сегодняшний день им необязательно иметь на руках карточку диагностического осмотра ТС, ведь ее наличие страховщик может проверить по базе, в которой отражена вся информация о прохождение диагностического осмотра бывшим владельцем.

Свежим машинам проходить диагностический осмотр не нужно, но тут есть один нюанс. Многие владельцы ТС заблуждаются в плане срока прохождения ТО. Они думают, что проходить диагностический осмотр не нужно вплоть до третьего «день рождения» автомобиля. Дату обычно отсчитывают с даты указанной в документах, а у СК свое трактование и они не требуют прохождения диагностического осмотра для авто, которые были выпущены в настоящем, прошлом, а так же позапрошлом годах (больше нюансов о том, когда нужна диагностическая карта, можно узнать в этом материале).

То есть в 2017 году диагностическая карта для оформления договора осаго не требуется для ТС выпущенных в 2017, 2016 и 2015 году.

А вот для авто, которое выпущено даже 31 декабря 2014 года для оформления договора автогражданской ответственности потребуется карточка диагностического осмотра, хотя формально данной машине еще нет 3 лет. Страховые компании исчисляют данный срок не днями, а годами.

Для легковых авто, возраст которых от 3 до 7 лет требуется прохождение диагностического осмотра один раз в два года.

Те авто, которым более 7 лет должны проходить ТО ежегодно.

Подробнее о сроках действия диагностической карты, можно узнать тут.

На сегодняшний день процедура технического осмотра является упрощенной процедурой, однако осмотр основных элементов, которые имеют непосредственное отношение к безопасности эксплуатации ТС сохранен. Проверку автомобиль проходит по 65 пунктам, все эти пункты отражены в диагностической карточке.

Проверяются следующие элементы авто:

  1. Работоспособность тормозной системы.
  2. Техническое состояние системы торможения, а также рулевого управления.
  3. В отработанных газах проверяется содержание загрязняющих веществ.
  4. Проверяется состояние внешних приборов освещения.
  5. Исправность работы стеклоомывателя и стеклоочистителя.
  6. Уровень нанесенной на ветровое стекло и передние боковые стекла тонировки.
  7. Укомплектованность машины знаком аварийной остановки и огнетушителем, аптечкой.
Предлагаем ознакомиться:  Срок исковой давности по алиментам

О том, как успешно пройти техосмотр, читайте в этой статье.

Технический осмотр — проверка технического состояния транспортного средства и дополнительно установленного оборудования на предмет соответствия требованиям безопасности для допуска к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации за её пределами.

Обратите внимание, в 2018 году продолжают действовать правила прохождения техосмотра, введённые в действие с 1 января 2012 года, с учётом изменений, принятых 4 июля 2014 года.

При утрате диагностической карты дубликат выдаётся любым оператором технического осмотра по заявлению владельца транспортного средства или его представителя на основании сведений из единой автоматизированной базы ЕАИСТО.

Дубликат диагностической карты выдаётся в день обращения. За выдачу дубликата взимается плата в размере одной десятой от стоимости техосмотра.

Итак, Вы успешно прошли ТО и получили заветную диагностическую карту, но теперь Вы решили продать автомобиль, какой будет срок действия диагностической карты?

Срок действия диагностической карты — период со дня выдачи диагностической карты до дня, не позднее которого владелец транспортного средства или его представитель обязан обратиться за проведением очередного технического осмотра.

П. 9 ст. 1 Закона от 01.07.2011 N 170-ФЗ.

В случае если Вы купили автомобиль с уже имеющейся диагностической картой, она продолжает действовать до момента истечения срока действия вне зависимости от смены собственника транспортного средства.

Талоны о прохождении государственного технического осмотра транспортных средств и международные сертификаты технического осмотра, выданные должностными лицами уполномоченного федерального органа исполнительной власти в местах проведения государственного технического осмотра, талоны технического осмотра и международные сертификаты технического осмотра, выданные операторами технического осмотра, имеют равную юридическую силу и продолжают действовать до окончания срока их действия вне зависимости от даты их выдачи.

Ч. 2 ст. 32 Закона от 01.07.2011 N 170-ФЗ.

Факт купли-продажи ТС не является основанием для проведения внепланового ТО (в случае если на данное ТС уже выдана действующая диагностическая карта).

Многих волнует вопрос, сколько действует техосмотр на новую машину.

После того, как срок эксплуатации нового автомобиля без диагностической карты истек и первый техосмотр пройден, к следующей процедуре автомобиль следует готовить только через два года.

Согласно ныне действующим правилам, автомобили «в возрасте» от трех до семи лет подвергаются осмотру каждые два года.

Ежегодно проходят техосмотр машины, которые выпущены более семи лет назад.

Ряд автомобилей – пассажирский транспорт, такси, грузовики перевозящие опасные грузы, обязаны проверять техническое состояние каждые полгода.

Правила допускают, что автовладелец, в том числе нового автомобиля, по собственной инициативе при подозрении на наличие неисправностей, может обратиться за внеочередным техосмотром и пройти его в сертифицированном центре диагностики.

Процедура проходит по 65 параметрам и включает в себя следующие основные моменты:

  • проводится инструментальное диагностирование;
  • анализируется работа тормозной и ходовой системы (состояние шин);
  • смотрится светотехнические приборы, настройка фар;
  • оценивается степень люфтов руля и подвески;
  • сверяются выхлопы на токсичность в соответствии с нормативом;
  • проверяются на соответствие нормам — технические жидкости;
  • исследуется работа дверных замков, дворников и омывателей;
  • смотрится, каково состояние зеркал заднего вида;
  • оценивается степень прозрачности стекол;
  • проверяются на работоспособность и соответствие ремни безопасности;
  • проверяется наличие номерных знаков;
  • проверяется наличие, соответствие нормам и срок годности огнетушителя и аптечки, наличие аварийного треугольника.

Если по всем показателям автомобиль исправен, выдается диагностическая карта, подтверждающая успешное прохождение технического осмотра. В противном случае выдается карта с заключением о том, что дальнейшая эксплуатация автомобиля невозможна. Здесь же прилагается список неисправностей, на срок исправления которых дается три недели. Затем заново представить автомобиль на осмотр. Повторный осмотр проводится только согласно списку неисправностей.

Если по истечении 21 дня автомобиль не представлен, в дальнейшем техосмотр придется проходить заново по всем параметрам.

По действующим правилам, прежде, чем застраховать автомобиль и получить полис ОСАГО, следует пройти техосмотр. Раньше было наоборот: сначала страхование, потом – техосмотр.

Требование страховщика представить диагностическую карту на автомобиль, который не обязан ее иметь, незаконно.

Стоимость процедуры

В условиях рыночных отношений при передаче прав на проведение процедуры частным аккредитованным компаниям цены разнятся в зависимости от места проведения осмотра и типа автомобиля.

Осмотр легковушек в 2016 году может стоить около 700 рублей, грузовиков в среднем от тысячи до полутора тысяч.

Платежи проходят через Сбербанк по реквизитам совершающей процедуру организации.

Ответственность по закону за техническую исправность транспортного средства несут в первую трехлетку с момента выпуска – производитель или автодилер, далее после прохождения техосмотра – уполномоченная организация в лице своего эксперта.

И, тем не менее, автовладелец – главное ответственное лицо в этом вопросе. Именно он должен следить и своевременно проверять техническое состояние автомобиля, гарантируя тем самым себе и другим безопасность во время движения на дороге.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть, воспользуйтесь бесплатной консультацией позвонив по телефонам: Москва 7 (499) 288-73-46, Санкт-Петербург 7 (812) 317-70-86 или задайте вопрос юристу через форму обратной связи, расположенную ниже.

Сроки прохождения техосмотра

Итак, разберемся, когда (через сколько лет после покупки) нужно проходить техосмотр на новой машине. Особых новшеств в правилах в 2016 году не появилось. Действуют новые изменения (довольно радикальные), которые появились в предыдущие годы. О них до сих пор знают не все автолюбители.

Сегодня по-прежнему актуален закон о диагностике транспортных средств, принятый в 2011 году, с последующими изменениями и дополнениями, и правила, введенные в 2012 году с изменениями от 2014 года. Согласно этим и некоторым другим законодательно-нормативным актам в нашей стране, техническому осмотру подвержены все автомобили. Исключения: не проверяются авто младше трех лет с даты выпуска.

В этот список входят:

  • легковые машины;
  • грузовики (не больше 3,5 тонн);
  • мотоциклы;
  • прицепы и полуприцепы.

Техническое состояние нового автомобиля в течение гарантийного срока контролирует сам автовладелец.

Солидные автосалоны при продаже, как правило, дают гарантию на три или пять лет. Уже через год они могут предложить провести техническую проверку авто в своем специализированном центре или сделать ее по просьбе покупателя.

Согласно последним правилам, техосмотр на усмотрение владельца машины можно проходить в любом месте, а не только по месту регистрации, как это было раньше. Это новшество, бесспорно, очень удобно для автовладельцев.

Техосмотр теперь можно проходить в любой уполномоченной на то организации. Раньше это можно было сделать только в ГИБДД по месту прописки водителя.

Водители со стажем помнят, что раньше выдавался специальный талон техосмотра. Некоторое время назад (в 2012 году) талоны отменили.

Теперь документом, подтверждающим отличное техсостояние транспорта, является диагностическая карта.

Что она из себя представляет?

Это стандартный документ формата А4 в виде таблицы. Таблица включает в себя полные сведения об автотранспорте. Плюс заключение о том, можно его использовать или нельзя.

Документу дается уникальный номер. Он заверен подписью технического эксперта. Один экземпляр хранится у эксперта три года, второй выдается автовладельцу. Подделать карту невозможно, так как в электронном виде она включается в единую автоматизированную информационную систему ТО, где находится до пяти лет.

Теперь при утере бумажного варианта карты, всегда есть возможность ее восстановить. Причем совершенно бесплатно, также как и оригинал диагностической карты, потому что госпошлина отменена.

Владельцам новых автомобилей нет необходимости в диагностической карте. Исправность автомобиля подтверждается тем, что срок его эксплуатации менее трех лет.

Достаточно иметь ПТС и свидетельство о праве собственности. Эти документы содержат данные о сроке выпуска машины.

— Вы приобрели новый автомобиль до момента пока ему не исполнится три года, включая год выпуска.

— У Вас грузовой автомобиль с разрешенной максимальной массой до 3,5 тонн, мотоцикл или иное мототранспортное средство, а также прицеп или полуприцеп: (также включая год выпуска).

Ч. 2 ст. 15 Закона от 01.07.2011 N 170-ФЗ

Прицепы к ТС, принадлежащие физическим лицам и имеющие разрешенную максимальную массу до трех тонн пятисот килограмм, не подлежат техническому осмотру с 1 января 2012 года.

Ч. 4 ст. 32 Закона от 01.07.2011 N 170-ФЗ

Получается, что прохождение техосмотра на новый автомобиль не требуется, пока ему не исполнится 3 года, включая год выпуска.

Если всё-таки Ваше ТС старше трех лет, ему необходима диагностическая карта. В зависимости от класса и целей использования автомобиля диагностическая карта действует в течение:

— двух лет для автомобиля, с года выпуска которого прошло от трех до семи лет, включая год его выпуска, указанный в ПТС и (или) СТС.

— одного года для автомобиля, с года выпуска которого прошло более семи лет, также включая год его выпуска, указанный в РТС и (или) СТСа.

Дополнительно хочется сказать о том, что ранее выданный Вам талон техосмотра подлежит замене на диагностическую карту только после истечения срока его действия и проведения ТО автомобиля. (Если срок действия талона ТО составляет два года, заменить его на диагностическую карту будет возможно при проведении очередного осмотра).

Если Ваш легковой или грузовой автомобиль с разрешенной максимальной массой до 3,5 тонн или мотоцикл верой и правдой служит Вам более трех лет (включая год выпуска), в таком случае при заключении договора страхования (ОСАГО) страховщик убедительно попросит Вас пройти диагностику авто.

Если иное не установлено федеральными законами, транспортные средства подлежат техническому осмотру со следующей периодичностью:
— каждые двадцать четыре месяца в отношении следующих транспортных средств, с года выпуска которых прошло от трех до семи лет, включая год их выпуска.

П. 4 ч. 1 ст. 15 Закона от 01.07.2011 N 170-ФЗ.

— Грузовые автомобили с разрешенной максимальной массой более 3,5 тонн;

— Транспортные средства, оборудованные в соответствии с законодательством Российской Федерации устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов;

— Транспортные средства, предназначенные для обучения управлению транспортными средствами.

П. 3 ч. 1 ст. 15 Закона от 01.07.2011 N 170-ФЗ.

— легковые такси;

— автобусы;

— грузовые автомобили, предназначенные и оборудованные для перевозок пассажиров, с числом мест для сидения более чем восемь (за исключением места для водителя);

— специализированные транспортные средства и прицепы к ним, предназначенные и оборудованные для перевозок опасных грузов; (Владельцы данной категории транспортных средств освобождены от обязанности предъявлять диагностическую карту при получении полиса ОСАГО.Необходимые сведения о прохождении техосмотра заносятся в единую автоматизированную информационную систему технического осмотра).

П. 1 ч. 1 ст. 15 Закона от 01.07.2011 N 170-ФЗ.

Нужен ли техосмотр на новую машину

В случае особого желания Вы можете пройти ТО вашего автомобиля заблаговременно.

Владелец транспортного средства по своему желанию, в том числе при необходимости выезда за пределы Российской Федерации, вправе обращаться за проведением технического осмотра в более короткие сроки, чем сроки, установленные настоящей статьей.

Ч. 6 ст. 15 Закона от 01.07.2011 N 170-ФЗ.

Отказать в прохождении «внеочередного» ТО не имеют права.

Специалист организации, проводящий ТО, потребует документы:

  • Гражданский паспорт.
  • ПТС.
  • Квитанцию об оплате.
  • Доверенность (если авто доставлено на осмотр не его владельцем).

В этом документе обязательно должны быть прописаны полномочия прохождения осмотра. Если собственник даже не имея прав, присутствует при осмотре машины, доверенность не нужна.

Требование любых других документов (диагностической карты, выданной в прошедший период, полиса ОСАГО, медсправки водителя) незаконно (ст. 17 Закона «О ТО…»).

Предлагаем ознакомиться:  Компенсация неотгуленного отпуска при увольнении

Таким образом, если вашему автомобилю нет трёх лет, и он не входит в особую категорию, ТО проходить не нужно. Диагностическая карта при оформлении полиса ОСАГО также не понадобится. А если у вас её всё-таки требуют, смените страховую компанию.

Срок прохождения технического осмотра зависит от категории транспортного средства. Владелец обязан представить ТС для проведения нового технического осмотра до истечения срока, указанного в диагностической карты. Нельзя управлять транспортным средством если срок действия диагностической карты закончился.

Владелец транспортного средства по желанию, в том числе при необходимости выезда за пределы Российской Федерации, вправе обратиться за проведением техосмотра до истечения срока действия диагностической карты.

Сроки техосмотра по категориям ТС

Мототранспорт, автомобили категории «В» (легковые автомобили и грузовики до 3,5 тонн), прицепы и полуприцепы:

  • первые три года — не требуется;
  • возрастом от 3 до 7 лет — каждые 2 года, т. е. через 3, 5 и 7 лет после года выпуска;
  • старше 7 лет — ежегодно.

Грузовые автомобили категории C (массой больше 3,5 тонн); транспортные средства, оборудованные спецсигналами; транспортные средства, предназначенные для обучения вождению — каждые 12 месяцев.

Легковые такси; автобусы; грузовые автомобили, предназначенные для перевозок пассажиров, с числом мест для сидения больше восьми (за исключением места для водителя); специализированные транспортные средства и прицепы к ним, предназначенные для перевозок опасных грузов — каждые 6 месяцев.

Повторный техосмотр

Если транспортное средство не прошло техосмотр, оно подлежит повторному техническому осмотру.

Повторный техосмотр проводится только в части выявленных неисправностей, если:

  • с момента «первичного» техосмотра прошло не более 20 дней;
  • технический осмотр проводится в том же пункте технического осмотра или у того же оператора.

Повторный техосмотр проводится за отдельную плату, которая зависит от объёма работ и не может превышать размер платы за проведение технического осмотра.

Для прохождения технического осмотра необходимы два документа:

  • гражданский паспорт собственника;
  • свидетельство о регистрации или ПТС.

Перечень документов — исчерпывающий и установлен статьёй 17 закона «О техосмотре». Требования о представлении дополнительных документов — незаконны.

Техосмотр отменили

Нет, техосмотр не отменён. Владельцы транспортных средств обязаны представлять транспортные средства для прохождения техосмотра в соответствии с установленной законом периодичностью.

С 30 июля 2012 года прекращена выдача талонов техосмотра, взамен выдаётся диагностическая карта, сведения из которой заносятся в единую базу данных о техосмотре — ЕАИСТО.

В течение первых трёх лет после выпуска не подлежат техосмотру:

  • мототранспорт;
  • легковые автомобили;
  • грузовые автомобили массой до 3,5 тонн;
  • прицепы и полуприцепы.

Правила ТО для новых авто

Для заключения договора ОСАГО надо сначала пройти техосмотр и только потом купить страховку. В предыдущей версии закона всё было наоборот.

В случае, если новое транспортное средство представляет собой технику, не входящую в перечень таковой, для которой не требуется первичный техосмотр, его проведение является необходимым. В частности, при приобретении даже новой техники, необходимо пройти техосмотр и получить диагностическую карту, а также обновлять её каждые шесть месяцев, если транспорт относится к:

  • Нужен ли техосмотр на новую машинуЛегковым такси.
  • Грузовым автомобилям, имеющим большее число посадочных мест для пассажиров, чем восемь.
  • Автобусам.
  • Прицепам и транспортным средствам специального назначения, на которых производится перевозка опасных грузов.
  • Ежегодный техосмотр, равно как и первичный техосмотр после покупки будет необходим не только для транспортных средств вышеозначенных категорий. Так, он должен быть произведен после приобретения и далее, не реже чем в 12 месяцев, если транспорт является:
  • Грузовым, с общей массой с учетом максимальной нагрузки свыше 3,5 тонн.
  • Учебным автомобилем для обучения езде на автотранспорте.
  • Транспортом, оборудованным специализированной аппаратурой для подачи специальных звуковых или световых сигналов.

Во всех вышеозначенных ситуациях, необходимо сразу после приобретения транспорта, вне зависимости от его новизны, пройти технический осмотр. С точки зрения легковых такси, прохождение техосмотра необходимо при ведении легальной зарегистрированной деятельности по предоставлению таковых услуг – как в формате частного извоза, так и при работе на какого-либо оператора службы легковых такси.

Безопасность на дороге обеспечивают многочисленные меры контроля, предпринимаемые на государственном уровне.

Одной из таких мер является обязательное требование проведения технического осмотра автомобиля

Цель процедуры – оценка состояния автомобиля, проверка работоспособности различных узлов, обеспечивающих безопасность передвижения.

Осмотр автомобиля проводится специализированными организациями, которые имеют право выдавать заключение в виде Диагностической карты. В этом документе фиксируются все данные о состоянии ТС и даётся разрешение на его эксплуатацию.

Действовавшее ранее правило прохождения осмотра только в центрах, находящихся по месту прописки владельца, на сегодняшний день упразднено.Автовладелец может провести диагностику машины в любом авторизованном центре по всей РФ. Обязательным условием является аккредитация данного центра в качестве «Оператора ТО» в Российском Союзе страховщиков.

В ходе осмотра специалист проверяет уровень технических жидкостей в механизмах, состояние тормозной и рулевой системы, работу световых сигналов, износ кузова и шин, наличие: аптечки, огнетушителя и ремней безопасности. Особенно тщательно проводится осмотр тех деталей, неисправность которых может вызвать аварийные ситуации на дороге.

Все выявленные проблемы указываются в диагностической карте, без которой невозможно заключить договор ОСАГО. В свою очередь без страховки нельзя ездить на авто.

Диагностическая карта – документ, оформляемый по результатам ТО, вместо действовавшего до 2012 года талона техосмотра. Это лист формата А 4, в котором зафиксированы в форме таблицы все сведения о состоянии авто. Карта подписывается экспертом, проводившим осмотр, и заверяется печатью организации.

Когда надо проходить техосмотр на новой машине? Этот вопрос часто задают автолюбители, а ответ на него содержится в ФЗ от 01.07.2011 года № 170 с изменениями от 01.01.14 г. «О ТО транспортных средств…».

Согласно этому государственному документу в первые три года с момента выпуска машины, в техническом осмотре она не нуждается.

Данное правило касается следующих транспортных средств:

  • легковые;
  • мототранспортные;
  • прицепы;
  • грузовики до 3500 кг.

При оформлении полиса ОСАГО в страховых компаниях владельцы таких ТС не должны предоставлять диагностические карты. Отказ в оформлении полиса со стороны страховщиков в этом случае неправомерен. Но только в том случае, если автомобиль не подлежит применению исключений из правил.

Возраст автомобиля определяется по году его выпуска, а не с момента покупки и начала эксплуатации.

К примеру, если авто выпущено в 2013 году, а купили вы его в 2015-м, то первый техосмотр нужно делать уже в 2017-м.

Если автомобиль только сошёл с конвейера завода, гарантией его безопасной эксплуатации выступает производитель.

Логично, что на продажу выставлены машины, техническое состояние которых не может вызывать опасений у контролирующих органов.

Нужен ли техосмотр на новую машину

Однако чиновники эту истину закрепили законодательно совсем недавно.

На сколько лет дается техосмотр на новые машины по законодательству? В настоящее время для автомобилей не старше трёх лет действуют особые правила. Их техосмотр не является обязательным в течение 6-36 месяцев, начиная с года выпуска. Первый ТО становится обязательным, начиная с 4-го года выпуска машины.

В дальнейшем также для новых авто действуют послабления. С 4-го и по 7 –й год с момента выпуска, ТО нужно проходить раз — в 24 месяца. Автомобилям старше 7 лет, как и всем ТС, нужно проходить осмотр раз в год.

Конечно, при каких-либо сомнениях в исправности машины сам владелец может посетить СТО с целью внепланового осмотра и устранения недочётов.

Не стоит также путать техническое обслуживание автомобиля у официального дилера для продления гарантии и технический осмотр с целью безопасности дорожного движения и получения полиса ОСАГО.

Дилер может провести ТО и выдать диагностическую карту только в том случае, если он является аккредитованной организацией. Если прав выдавать карты у него нет, профилактическое обслуживание автомобиля техническим осмотром не считается, и его нужно проходить в специализированной организации.

Из вышеперечисленных правил есть исключения.

На некоторые автомобили категории В правило об отмене техосмотра не распространяется.

Так, даже новые автомобили обязаны пройти осмотр если они попадают под одну из следующих категорий:

  1. Эксплуатируются в качестве такси и других средств для перевозки людей. Такие виды ТС проходят ТО каждые полгода, независимо от года выпуска.
  2. Используются для проведения обучения в автошколах. Прохождение ТО для этой категории машин необходимо раз в год, также, несмотря на то, что их возраст менее трёх лет.
  3. Оборудованы спецсигналами. Авто с различными официально разрешёнными «мигалками» подлежат осмотру раз в год.
  4. Оборудованы соответствующим образом и используются для перевозки опасных грузов. Периодичность осмотра таких машин – раз в 6 месяцев.

Техосмотр для машины любого года выпуска понадобится в том случае, если вы хотите выехать на ней за границу.

Согласно международной конвенции ТО является одним из главных документов эксплуатации авто на территории другого государства.

Поэтому лучше произвести его заранее, иначе вас могут не впустить в иностранное государство.

Для того чтобы подтвердить техническую пригодность к эксплуатации на дорогах, новому автотранспорту достаточно иметь ПТС, в котором указан год выпуска в пределах последних трех лет (текущий, прошедший и позапрошлый годы). При определении возраста машины, страховые компании исходят из точной даты производства, а не от года, когда машины была выпущена в продажу.

Это позволяет страховщиков требовать диагностическую карту для ежегодного оформления ОСАГО, даже если фактический период использования не превысил 3 лет. Последующий технический осмотр и оформление карты диагностики состоится уже спустя 2 года, исходя из установленных правил:

  • для машин, не достигших 7-летнего возраста, ТО проводят каждые два года;
  • машины с пробегом, произведенные более 7 лет назад, подлежат ежегодному осмотру и проверке.

ТО на новые машины, не достигшие трехлетнего возраста, могут потребоваться при передаче авто другому собственнику на основании договора купли-продажи. Потенциальный покупатель может потребовать внеплановой полной проверки всех агрегатов и узлов на стендах СТО, обеспечивая защиту на случай обмана со стороны текущего владельца, если последний пытается скрыть какой-либо существенный дефект. Помимо требований со стороны закона или будущего покупателя, машина младше 3 лет может быть проверена по инициативе самого владельца.

Добровольный осмотр

Несмотря на освобождение от оформления диагностической карты в связи с относительно молодым возрастом машины, иногда автомобилист организует тщательную проверку ТС по собственной инициативе. Право на прохождение технического осмотра законом не ограничивается – любой хозяин транспорта может заказать полноценную проверку всех узлов и агрегатов. Добровольный техосмотр производится по стандартной процедуре, при условии предоставления в СТО следующей документации:

  1. Гражданский паспорт автомобилиста, намеренного пройти ТО;
  2. Удостоверение водителя с действующим сроком.
  3. Основной документ на ТС – его ПТС, устанавливающий год регистрации, имя текущего владельца, основные идентификационные характеристики.
  4. Если установлено расхождение между именем владельца ТС и обратившимся водителем, дополнительно предъявляют доверенность, дающую право на проведение различных диагностических процедур в отношении транспорта.
  5. Документ, подтверждающий оплату услуги.

В список мероприятий по ТО входит тщательная диагностика, проводимая на специализированных проверочных стендах. Инструментальный контроль позволяет объективно оценивать работу систем автомобиля, отвечающих за безопасную комфортную эксплуатацию ТС.

Помимо проверки работоспособности транспортной единицы, в 2019 году проверят на соответствие всех остальных требований к ТС:

  1. Присутствие огнетушителя и медицинской аптечки.
  2. Достаточность объема технических жидкостей, расходуемых в процессе работы двигателя.
  3. Тормоза.
  4. Подвеска.
  5. Наличие/отсутствие люфта в рулевом управлении.
  6. Работа приборов внешнего освещения.
  7. Замки.
  8. Токсичность выхлопа.

Сколько стоит

Предельный размер стоимости техосмотра устанавливается каждым субъектом федерации самостоятельно и зависит от категории транспортного средства. Отдельно оплачивать госпошлину не нужно.

Средняя стоимость техосмотра легкового автомобиля варьируется от 300 до 700 рублей, грузовика — от 600 до 1 тыс. рублей. Например, в Москве стоимость техосмотра для легкового автомобиля составляет 720 рублей, а для небольшого грузовичка до 3,5 тонн — 770 рублей, в Санкт-Петербурге, 881 и 940 рублей соответственно.

Предлагаем ознакомиться:  Кто может пройти техосмотр

ТО в других странах

Наверняка будет интересно, как происходит техосмотр в других странах. К примеру, в Японии ТО проходят один раз в два года, причем автомобиль должен быть старше трех лет. А в Китае не существует единой системы ТО. Каждая провинция устанавливает свои ограничения. Австралийцы проходят ТО только при постановке авто на учет или при смене автовладельца.

Где можно пройти

Технический осмотр проводится по выбору владельца ТС в любом пункте технического осмотра вне зависимости от места регистрации транспортного средства.

Если автомобиль, которому еще нет трех лет, продан, новому владельцу не нужно проводить его технический осмотр до момента пока машина не «отметит» свое трехлетие. То же самое и с дорожной картой. Ее не надо менять при продаже или покупке авто до срока окончания ее действия.

Владельцы легковушек часто задаются вопросом о том, где можно пройти диагностический осмотр авто. Например, грузовому или пассажирскому автотранспорту проще – им диагностический осмотр обеспечивается на государственном уровне поэтому собственники таких ТС могут особо не заморачиваться с данным вопросом.

А вот провести осмотр и диагностику личного легкового автотранспорта на профессиональном уровне не такая уж легкая задача, как может показаться на первый взгляд. Процедура диагностического осмотра легковушек не самая дешевая процедура — она отнимает не только деньги, но и массу нервов из-за больших очередей.

У собственника легковушки есть масса возможностей как технических так и фактических. Собственнику незачем ломать голову над вопросом, где пройти диагностический осмотр своего авто. У него в арсенале есть более чем достаточно вариантов мест, где можно пройти технический осмотр авто.

Собственник авто может произвести регистрацию своего авто, а потом просто ждать своей очереди для прохождения диагностики. Также, в случае необходимости, собственник может отправиться в ближайший сервисный центр и сделать заказ на диагностику в частном порядке.

Порядок действий

  • Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
  • Итоги селекторного совещания РСА от 23.12.2011 г. «Вопросы нового законодательства о техосмотре»
  • Федеральный закон № 40 ФЗ от 25.04.2002 года «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».
  • Положение Банка России от 19 сентября 2014 года № 431-П «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

Добровольный осмотр

При выявлении существенных отклонений от нормативов, отводят 20-дневынй срок на исправление дефектов и недочетов. Повторная диагностика будет контролировать исполнение предыдущих рекомендаций и исправление выявленных в первом заключении поломок.

Выезд за рубеж

При подготовке документации для выезда следует исходить из действующих положений международных конвенций, применяемых в зависимости от того, по территории каких стран планируется путешествие. Чтобы исключить недоразумения во время пребывания на территории иностранных государств, диагностическую карту все же следует оформить. Данный документ станет свидетельством того, что машина исправна и может безопасно эксплуатироваться за рубежом.

Нужен ли техосмотр на новую машину

При поездке за рубеж надлежит заранее задуматься о страховке Green Card. Несмотря от отсутствие четкого требования иметь ДК при оформлении Зеленой карты, рекомендуется пройти ТО, чтобы исключить недоразумения при дальнейшей эксплуатации машины на территориях других стран, особенно при попадании в ДТП.

При определении вопроса, выдается ли карта и нужна ли она машине, необходимо исходить из ее возраста. По прошествии 3 лет с момента производства транспортного средства при покупке полиса ОСАГО велика вероятность того, что страховщик потребует предварительного ТО накануне заключения договора. Освобождение от обязательной проверки будет действовать на протяжении всего трехлетнего периода эксплуатации авто в личных целях, вне зависимости от смены собственника при купле-продаже. Основной оцениваемый критерий — возраст транспорта и цель его эксплуатации.

ТО включает следующие этапы:

  • Инструментальное диагностирование.

  • Проверка номерного знака, аптечки и огнетушителя на соответствие нормативам.

  • Проверка тормозной системы.

  • Проверка светотехнического оснащения.

  • Оценка степени люфтов подвески и руля.

  • Измерение токсичности выхлопа.

  • Проверка дверных замков.

  • Проверка норм технических жидкостей.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 05.12.2011 года № 1008, при проведении ТО, у ТС категорий M1, N1, M2, N2, M3 будут проверять работоспособность устройств или систем вызовов экстренных оперативных служб.

Как видите, категория «Легковые автомобили» также входит в данный список, однако на данный момент ни одна машина не оснащена данным устройством. Следовательно, данные меры по проверке работоспособности будут применяться исключительно к тем моделям, в которых уже установлена система экстренных вызовов.

В диагностической карте также появился отдельный пункт с соответствующим номером, в который будет вписываться информация, касающаяся данных устройств.

На основании решения комиссии Таможенного Союза от 09.12.2011 года № 877, с 2019 года, все новые автомобили будут оснащены системой Глонасс. Соответственно, именно с того момента и будут распространяться данные требования при проведении осмотра.

Юридическая консультация

Получите квалифицированную помощь прямо сейчас! Наши адвокаты проконсультируют вас по любым вопросам вне очереди!

  • Талон технического осмотра изготавливается в виде карточки зеленого цвета размером 105 х 74 мм и распечатываются с применением печатных устройств электронной вычислительной техники.

  • Десятизначный порядковый номер талона, выполненный способом высокой печати, люминисцирующий зеленым цветом под воздействием ИК излучения.

  • Бланк талона технического осмотра транспортных средств относится к защищенной от подделки полиграфической продукции уровня «Б» согласно требованиям, установленным Приказом Минфина России от 7 февраля 2003 г. N 14н «О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2002 г. N 817» (зарегистрирован Минюстом России 17 марта 2003 г., регистрационный номер N 4271), с изменениями, внесенными Приказом Минфина России от 11 июля 2005 г. N 90н (зарегистрирован Минюстом России 2 августа 2005 г., регистрационный N 6860).

Будьте внимательны при получении новых талонов и остерегайтесь подделок.

Постановление Правительства РФ от 5 декабря 2011 г. № 1008 “О проведении технического осмотра транспортных средств”.

1Утвердить прилагаемые Правила проведения технического осмотра транспортных средств.

2Признать утратившими силу:

  • Постановление Правительства Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 880 «О порядке проведения государственного технического осмотра транспортных средств, зарегистрированных в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 32, ст. 3916).

  • Раздел III изменений и дополнений, которые вносятся в решения Правительства Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 января 2001 г. № 67 «О внесении изменений и дополнений в решения Правительства Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 11, ст. 1029).

  • Пункт 3 постановления Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2002 г. № 83 «О проведении регулярных проверок транспортных и иных передвижных средств на соответствие техническим нормативам выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 6, ст. 586).

  • Пункт 4 изменений и дополнений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам обеспечения обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 мая 2003 г. № 265 «О внесении изменений и дополнений в акты Правительства Российской Федерации по вопросам обеспечения обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 20, ст. 1899).

  • Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. № 862 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 880» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 2, ст. 225).

  • Пункт 2 изменений, которые вносятся в постановления Правительства Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 г. № 106 «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 8, ст. 971).

  • Постановление Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2010 г. № 908 «О внесении изменений в Положение о проведении государственного технического осмотра автомототранспортных средств и прицепов к ним Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 47, ст. 6131).

  • Постановление Правительства Российской Федерации от 11 октября 2011 г. № 832 «О внесении изменения в Положение о проведении конкурса среди юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на участие в проверке технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования при государственном техническом осмотре» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 42, ст. 5930).

3Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2012 г. Председатель Правительства Российской Федерации В.Путин.

Что проверяют

В ходе проведения техосмотра осуществляется проверка:

  • тормозной системы;
  • рулевого управления;
  • внешних световых приборов;
  • работы стеклоочистителей и стеклоомывателей;
  • шин и колёс, в т. ч. высоты рисунка протектора (для легковых машин 1,6 мм);
  • двигателя, в т. ч. содержание загрязняющих веществ в отработавших газах;
  • прочих элементов конструкции, в т. ч. зеркал, ремней безопасности, стёкол (не допускается наличие трещин на лобовом стекле со стороны водителя, в зоне очистки стеклоочистителем).

Наказание за отсутствие

Нужен ли техосмотр на новую машину

Кодекс об административных правонарушениях предусматривает штраф за отсутствие действующей диагностической карты от 500 до 800 рублей для водителей:

  • легкового такси;
  • автобуса;
  • грузового автомобиля, оборудованного для перевозок людей, с числом мест для сидения более чем восемь (кроме места для водителя);
  • специализированным транспортным средством, предназначенным и оборудованным для перевозок опасных грузов.

На остальные категории водителей штраф не распространяется, возить с собой и предъявлять сотрудникам ДПС диагностическую карту не нужно.

Статья 14 Закона «Об ОСАГО» даёт право страховой компании предъявить к виновнику аварии регрессные требования — возместить понесённые страхо́вщиком расходы, если на момент аварии у виновника истёк срок действия диагностической карты.

Положения закона о праве на регресс применяются относятся только к владельцам:

  • легковых такси;
  • автобусов;
  • грузовых автомобилей, предназначенные для перевозок пассажиров, с числом мест для сидения больше восьми (за исключением места для водителя);
  • специализированных транспортных средств и прицепам к ним, предназначенных для перевозок опасных грузов.

Спрашивали? Отвечаем.

Может ли теперь сотрудник ГИБДД требовать талон прохождения техосмотра?

Для обычных граждан полис ОСАГО это и есть своего рода талона технического осмотра автомобиля, поэтому инспектор не может требовать у Вас талон прохождения ТО. Однако, статья 12.1 КоАП РФгласит:

2. Управление легковым такси, автобусом или грузовым автомобилем, предназначенным и оборудованным для перевозок людей, с числом мест для сидения более чем восемь (кроме места для водителя), специализированным транспортным средством, предназначенным и оборудованным для перевозок опасных грузов, которые не прошли государственный технический осмотр или технический осмотр,

— влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до восьмисот рублей.

Ст. 12.1 КоАП РФ.

Следовательно, сотрудник ГИБДД имеет право требовать талон технического осмотра только у водителей, управляющим данным транспортом.

Прицепы для легковых автомобилей, нужно ли проходить технический осмотр в 2019 году?

Нет:

Прицепы к транспортным средствам, принадлежащие физическим лицам и имеющие разрешенную максимальную массу до трех тонн пятисот килограмм, не подлежат техническому осмотру с 1 января 2012 года.

Ст. 32 Закона «О техническом осмотре автомобиля».

Дата обновления: 14 декабря 2016 г.

author

Получила образование в Московском государственном университете. Прошла курс повышения квалификации при МГУ. Часто приглашается в качестве независимого эксперта при рассмотрении споров между двумя участниками дорожно-транспортных происшествий. Большой опыт в решении споров в сфере дорожного движения.

About the Author: admin4ik

You might like

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector