Чем опасно дробление закупок для заказчика

Признаки дробления

Предумышленное дробление можно распознать по ряду признаков:

  1. Заключено несколько контрактов на поставку товара, схожего по своим характеристикам.
  2. Соглашения заключаются практически одновременно, зачастую даже в один день.
  3. Исполнителем по контрактам выступает одно лицо.

Если контролирующие органы обратят внимание на такую закупку, может последовать проверка.

https://www.youtube.com/watch?v=ytdevru

По каким признакам ФАС может определить искусственное разделение закупки:

  • контракты заключены в один день или в течение непродолжительного промежутка времени;
  • работы выполняются на одном объекте;
  • поставляется один и тот же товар;
  • все контракты заключены с одним поставщиком;
  • суммарная стоимость контрактов превышает установленные лимиты для закупки у едпоставщика;
  • одни и те же объемы закупаемых товаров (работ, услуг);
  • одна и та же периодичность;
  • одинаковые условия контрактов и спецификации;
  • явная несоразмерность объема поставляемых ТРУ в рамках одного контракта существующей потребности заказчика.

Контролеры и суды по-разному смотрят на дробление закупок. Статья поможет разобраться в позициях ведомств, антимонопольной службы и судов, а также оспорить или снизить штраф. Смотрите, по каким признакам контролеры и суды распознают дробление закупки.

Смотреть статью

Что говорит закон

Сразу отметим, что термина «дробление закупок» нет ни в законе 44-ФЗ, ни в законе 223-ФЗ. Из этого формально следует, что законодательство о закупках прямо такого явления не запрещает.

Вместе с тем тендерная система базируется на определенных принципах. В частности, закупки должны быть эффективными и экономными. Однако если не проводится конкурентная процедура определения поставщика, то заказчик не получает лучшей цены. А значит, упомянутые выше принципы могут быть нарушены.

Ответственность за искусственное дробление закупок по 44-ФЗ

Можно получить штраф ст. 7.29 КоАП РФ. Эта статья устанавливает наказание за неверный выбор способа закупки. Должностное лицо могут оштрафовать на 30 тыс. руб. Отдельно говорится о неверном выборе закупки, тогда как по закону должен был быть проведен конкурс или аукцион. За это грозит штраф в 50 тыс. руб.

Кроме того, возможная ответственность по ст. 14.32 КоАП РФ за заключение антиконкурентного соглашения. Должностное лицо ждет штраф до 50 тыс. руб. или дисквалификация до 3 лет. Для юридических лиц штраф составляет до 0,15% суммы выручки.

Дробление закупки по 223-ФЗ также считается нарушением. Правда, в тексте закона этого термина нет, но от ответственности это не избавляет.

Предлагаем ознакомиться:  Сколько могут удерживать из зарплаты судебные приставы, если есть дети

Чем опасно дробление закупок для заказчика

Закон 223-ФЗ позволяет заказчикам устанавливать в своих положениях любые условия применения тех или иных способов закупки. В том числе это относится к неконкурентным процедурам. Если возможность применения закупки у единственного контрагента ограничена ценой договора, заключение нескольких одинаковых договоров в пределах этой цены в течение короткого периода времени могут признать ограничением конкуренции. Однако окончательный вывод о том, имеет ли место искусственное дробление сделки, может сделать только суд.

Выгода для заказчик

В общем случае заказчики обязаны определять исполнителей контрактов в конкурентной борьбе. Однако эта процедура довольно сложная: нужно заранее включить закупку в план, разместить информацию в ЕИС, подготовить документацию и так далее. К тому же все это и еще не гарантирует, что процедура состоит, и заказчик получит хорошую цену.

Вместе с тем законодательство дает возможность закупаться у поставщика напрямую на небольшие суммы. Так, закон 44-ФЗ позволяют заключать контракты с единственным поставщиком стоимостью не более 100 000 рублей.

Неудивительно, что порой закачку гораздо проще разделить весь объем закупки на части и заключить несколько прямых контрактов. Это позволяет ему добиться следующих преимуществ:

  1. Быстро закупить товары и услуги, необходимость в которых возникла внезапно.
  2. Сэкономить время и силы на подготовку процедур по заранее запланированным закупкам.
  3. Преследовать личный интерес. Не секрет, что в госзакупках зачастую применяются коррупционные схемы, основанные на сговоре между представителем заказчика и поставщиком.

    Например, за определенное вознаграждение контрактный управляющий может вместо проведения конкурентной процедуры на полмиллиона рублей заключить с единственным поставщиком 5 контрактов по 100 000 рублей.

Судебная практика

К слову, дробление закупки суды не всегда признают нарушением. В следующем примере из практики суд посчитал, что у заказчика не оставалось другого выхода. Заказчик и поставщик заключили 21 договор на поставку товара – 1265 пар полуботинок общей стоимостью 2 024 000 руб. Товар поставили в срок, однако заказчик не принял его из-за несоответствия требованиям. Поставщик вывез партию, но заменять продукцию отказался.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsru

По условиям контрактов, за нарушение ему грозил штраф в размере 10% стоимости каждого контракта. Заказчик обратился в суд, чтобы взыскать эти деньги. Поставщик подал встречный иск и потребовал признать контракты недействительными из-за нарушения процедуры закупки. По его мнению, заказчик должен был провести конкурентную процедуру, а вместо этого раздробил закупку.

Дробные закупки по Закону № 223-ФЗ: в чем подвох и за что накажут заказчика

Неверно полагать, что закупки по 223-ФЗ контролируют вполовину меньше, чем госзаказ. Возьмем пример дробления закупок. По контрактной системе это запрещено, а закон 223-ФЗ этого не запрещает. Но и заказчику по Закону № 223-ФЗ опасно заключать договоры с одним и тем же единственным поставщиком, делать это регулярно или одномоментно. Убедитесь в этом сами, посмотрите на 7 примеров из практики. Ведь только в одном из них заказчику удалось отменить штраф от контролеров.

Смотреть примеры

Однако суд встал на сторону заказчика. По его мнению, внешних признаков искусственного дробления сделки, суммарно превышающей размер, который давал бы право заказчику на проведение закупки у едпоставщика, не достаточно для признания такой сделки незаконной. Закупка проводилась однократно, а сроки, которые были отведены заказчику для выполнения государственного задания по обеспечению обувью сотрудников органов внутренних дел, поджимали. Лимиты были доведены до заказчика лишь 26.03.2018, тогда как обувь должна была поступить на склады 14.05.2018.

Чем опасно дробление закупок для заказчика

В итоге суд решил, что у заказчика не было объективной возможности тратить время на конкурентные процедуры. При этом, принимая экстренное решение о проведении закупки общей стоимостью 2 024 000 руб. у единственного поставщика, заказчик принял все меры, чтобы обеспечить условия конкурентного отбора. Он направил запросы о согласии на поставку 5 потенциальным производителям товара на всей территории РФ.

Поскольку общая стоимость контрактов не превысила ограничений в общегодовом объеме закупок заказчика, суд не усмотрел никаких злоупотреблений и отклонил иск поставщика (постановление Арбитражного суда Уральского округа от 29.08.2019 по делу № А60-42282/2018).

Что могут вменить в вину

Дробление нарушает сразу несколько законов:

  1. Закон о защите конкуренции. Разделяя закупку и заключая несколько мелких контрактов, заказчик уходит от проведения конкурентной процедуры. Тем самым он лишает поставщиков возможности в ней поучаствовать. Это квалифицируется как необоснованное ограничение конкуренции.
  2. Гражданский кодекс. Разделение одного договора может быть расценено, как притворная сделка, цель который — замаскировать крупную операцию. В итоге заключение контракта с единственным поставщиком может быть признано недействительным.
  3. Бюджетный кодекс. Если закупка безосновательно разделена, это может быть расценено, как неэффективное использование бюджетных средств. Подразумевается, что при проведении конкурентных торгов заказчик могу получить более выгодную цену контракта.

Подобные нарушения караются денежными штрафами в соответствии с КоАП. Например, за ограничение конкуренции либо неправильный выбор процедуры будет наложен штраф 50 000 рублей.

Определение правомерности дробления

Как контролирующие органы определяют, искусственно ли была раздроблена закупка либо это вызвано объективными причинами? Самые очевидные признаки фиктивного дробления мы уже упомянули. Но главное, что должен понять антимонопольный орган — были ли изначально основания делить закупку на более мелкие составляющие.

Это реальный случай из практики ФАС. Антимонопольный орган пришел к выводу, что у заказчика не было оснований дробить закупку. Ведь в конце концов, его целью было приобрести не каждый модуль в отдельности, а всю АИС целиком. Заказчика наказали штрафом за неправильный выбор процедуры определения поставщика.

Как было сказано выше, дробление не всегда носит криминальный характер. Иногда делить закупку на составляющие приходится по объективным причинам. Если заказчик считает, что ФАС углядела искусственное разделение закупки там, где его нет, и наложила штраф неправомерно, то следует обращаться в суд.

Важно понимать, что ни Закон 44, ни 223 не содержат понятия «дробление закупки». Заказчик может на свое усмотрение выбирать способ определения победителя: как конкурентный (аукционы, конкурсы, запросы котировок в электронной форме и т. д.), так и неконкурентный (договор с единственным поставщиком — ЕП).

Проведение торгов не всегда является более эффективным и результативным способом заказа, по сравнению с ЕП. Налицо сокращение временных издержек (для электронного конкурса, аукциона публикация извещения 7-20 дней, мораторий на срок заключения контракта, к примеру, не раньше 10 дней от даты определения победителя), уверенность в наличии претендента (при проведении торгов может быть не подано ни одной заявки) и др.

Чем опасно дробление закупок для заказчикаhttps://www.youtube.com/watch?v=upload

Напомним, что случаи ЕП отражены в ст. 93 Закона о контрактной системе, и наиболее часто используемый способ — заключение контракта на сумму, не превышающую 100 000 руб. (п. 4 ч. 1 ст. 93, для отдельных видов образовательных, культурных организаций по п. 5 ч. 1 ст. 93 — до 400 000 рублей). Согласно 223-ФЗ, случаи ЕП жестко не регламентированы и указываются в положении о закупке.

Таким образом, заказчик зачастую приходит к выводу о целесообразности разбить крупную закупку на мелкие и заключить отдельные договоры с поставщиком по одному объекту, что и означает под собой дробление.

About the Author: admin4ik

You might like

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector