Направления прокурорской деятельности

Общее понятие

Прокуратура – это государственная система, ведущая надзорную, координационную и правоохранительную деятельность во многих сферах государственной жизни. Основными направлениями работы прокуратуры являются обеспечение законности и верховенства права, а также защита свобод и правовых гарантий граждан. Кроме этого, орган занимается защитой прав и законных интересов не только людей, но также и самого государства.

Сотрудники этой структуры занимаются представительством государства и отдельных граждан во время ведения судебных процессов, ведут расследования, а также координационную деятельность в коррупционной и преступной сферах. Все вышеперечисленные значения являются целями органов прокуратуры, которые они преследуют в процессе своей работы.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru

Деятельность структуры по большей части осуществляется в форме надзора. Он проводится во всех сферах, в частности, за соблюдением действующего законодательства. Кроме этого, ее представители обеспечивают надлежащее соблюдение принципа законности и верховенства права в ходе ведения расследования и судебного процесса.

Понятие и основные направления деятельности прокуратуры прописаны в содержании закона «О прокуратуре Российской Федерации», а также в некоторых других отраслевых нормативно-правовых актах государства. Кроме этого, данный аппарат имеет свой индивидуальный узаконенный регламент, на основании которого он осуществляет свою деятельность.

Функции органов прокуратуры

Основные направления деятельности прокуратуры определяются понятием прокуратуры, которое дано в 1 ст. Закона о прокуратуре.

Замечание 1

Законодатель обращает внимание на основную функцию, которая заключается в надзоре за соблюдением конституционных положений и исполнением законодательных актов. Также в законе особо подчеркивается, что прокуратура Российской Федерации может выполнять и другие функции, которые установило федеральное законодательство. Перечень основных функций прокуратуры обозначен в вышеуказанном Законе.

Деятельность органов прокуратуры обусловлена основной функцией, которая представляет собой надзор за исполнением законов. В соответствии с областью правовых отношений, в рамках которых прокуратура может осуществлять свою деятельность (исполнительно-распорядительную деятельность органов управления государством и органов местного самоуправления, работа органов исполнения судебных решений и др.), надзорную функцию делят на несколько подфункций:

  • Контроль исполнения законов федеральными министерствами, службами и агентствами, исполнительными (законодательными) органами субъектов, органами местного самоуправления и военного управления, органами контроля, включая их должностных лиц, органы управления и руководителей коммерческих и некоммерческих предприятий. Также прокуратура следит за тем, чтобы законы и издаваемые ими правовые акты были соответствующими.
  • Надзор за соблюдением прав и свобод гражданина (человека), которые могут нарушать названные выше субъекты правоприменения.
  • Надзор за исполнением законодательных актов органами, которые ведут розыск, дознание и предварительное следствие.
  • Контроль исполнения законодательных актов администрацией учреждений и органов, посредством которых происходит исполнение наказания и которые применяют назначенные в судебном порядке принудительные меры, включая администрации мест содержания лиц, задержанных и заключенных под стражу.

Прокурор принимает участие в любом виде судопроизводства и в любых судебных инстанциях. Он наделен полномочиями вносить представления на решения, приговоры, судебные постановления и определения, которые вступают в противоречие с законом. В этом случае прокурор не производит контроль судов, которые независимы в ходе отправления правосудия и подчинены лишь закону.

Замечание 2

Самостоятельной функцией прокуратуры можно считать уголовное преследование, контроль процессуальной деятельности органов дознания и предварительного следствия. В процессе судебного производства это может быть поддержка государственного обвинения.

Еще одна функция заключается в координации работы правоохранительных органов в сфере борьбы с преступностью.

Структура прокуратуры в РФ

В РФ данный орган был образован 17 января 1992 года. В настоящий момент прокуратура представляет собой большую структуру, которую возглавляет Генеральная прокуратура РФ. В ее ведомстве находятся более мелкие структурные образования – прокуратуры субъектов государства, а также городские и районные отделения.

Будущих профессиональных сотрудников системы обучают в Академии Генпрокуратуры РФ. В ней преподают бывшие сотрудники ведомства, которые имеют отличный опыт работы и некоторые достижения. Кроме этого, имеется ряд других научных и учебных организаций, где могут готовить молодых специалистов. Примерами таковых заведений могут быть университеты, институты и академии, имеющиеся по всей территории России. Их выпускники также могут стать сотрудниками системы.

В структуру прокуратуры входят индивидуальные печатные издания и редакции, через которые производится уведомление населения о проведении основных направлений деятельности прокуратуры, а также связь с общественностью. Примерами тому могут послужить ведомственная газета «Вестник прокуратуры» и журнал «Законность».

Уголовное преследование прокуратурой

Что касается надзора за исполнением законов, то это сложная по содержанию функция прокуратуры. Она распространена на большую часть правовых отношений, которые регулирует закон. В этом случае акты прокурорского реагирования обладают информационным характером.

Прокурор может наложить протест на незаконный правовой акт органа управления. В этой ситуации он может требовать от данного органа или другой властной структуры (вышестоящего органа) принятия решения по существу установленных им правонарушений и обстоятельств.

Замечание 3

Тем не менее, решение по протесту (представлению прокурора об устранении нарушения) может принимать только суд или соответствующий орган управления. В области дознания и исполнения наказаний прокурорские полномочия обладают властно-распорядительным характером и являются обязательными для исполнения (исключая случаи, установленные федеральным законом).

Прокурорский надзор включает наблюдение за законностью решений, которые принимают должностные лица органов власти и управления, хозяйствующие субъекты, объединения. Такие решения способны затронуть права и законные интересы как государства, так и граждан. Прокуратура должна принимать законные меры для устранения нарушений, восстановления нарушенных прав и привлечения виновных к ответственности.

Предлагаем ознакомиться:  Сведения о трудовой деятельности по гражданскому договору

Любая отраслевая функция надзора наделена относительно самостоятельным предметом ведения (надзора), отражающим специфику работы органов прокуратуры в определенной области правовых отношений. В рамках судопроизводства процессуальное законодательство РФ определяет предмет деятельности, прокурорские полномочия.

Полномочия прокурора в ходе осуществления надзорных подфункций используются в рамках общих по форме правовых средств (актов). Это могут быть протесты, требования, постановления, представления. При решении вопроса о наступлении дисциплинарной, уголовной, материальной, гражданско-правовой, административной ответственности они получают конкретную форму и содержание. Прокуроры контролируют соблюдение Конституции и всей системы законов, действующих в РФ.

В этой области важно обратить внимание, что общепризнанные принципы и нормы международного права, как и международные договоры нашей страны, представляют собой составную часть ее правовой системы. По этой причине прокурор контролирует исполнение и международных договоров РФ, которые вступили в силу в установленном порядке.

Определение 1

Уголовное преследование — это процессуальная деятельность правоохранительных органов, осуществляемая стороной обвинения для изобличения подозреваемых или обвиняемых лиц (5 статья УПК).

Прокурор — это должностное лицо, уполномоченное вести уголовное преследование от имени государства в соответствии со своей компетенцией. (37 статья УПК). Данную функцию прокуратура, в первую очередь, осуществляет с помощью поддержки государственного обвинения в суде по уголовным делам.

В 2007 году в УПК были внесены изменения по причине создания Следственного комитета. Были сокращены властные и распорядительные полномочия прокуроров в отношении работы следователей. В процессе досудебного производства по уголовным делам прокурор наделен полномочиями вынесения мотивированного постановления о направлении определенных материалов в следственные органы (органы дознания) с целью решить вопрос о возбуждении уголовного дела по факту нарушений, которые выявил прокурор. В отношении органов дознания надзорные полномочия прокуроров осуществляются в полном объеме по существу.

В соответствии с Конституцией Генеральный прокурор РФ не может являться субъектом права в рамках законодательной инициативы. Положения 9 статьи Закона о прокуратуре определенным образом компенсируют недостаток такого права. Генеральный прокурор нашей страны, участвующий в правотворческой деятельности, как и подчиненные ему прокуроры, может вносить в законодательные органы соответствующие предложения. Они могут касаться изменений, дополнений, отмены или принятия новых законов и других правовых актов.

Конституции (уставы) субъектов России предоставляют для прокуроров право на законодательную инициативу в соответствующем законодательном (представительном) органе власти.

Замечание 4

Так, с помощью уставов (основных законов) Новгородской, Свердловской, Иркутской области и других субъектов нашего государства их прокуроры наделяются правом законодательной инициативы.

Прокуроры любого уровня систематически могут накапливать и оценивать сведения о соответствии действующих законов потребностям правового регулирования отношений в обществе. Также они рассматривают пробелы и иные дефекты правового регулирования, предусматривают необходимость толкований (разъяснений) посредством законов или отдельных их норм.

Основное направление деятельности прокуратуры

Реализация происходит с помощью внесения предложений одному из компетентных органов соответствующего уровня о правовом регулировании. По необходимости производится представление ее вышестоящему прокурору. При наличии обращений Госдумы, Совета Федерации ФС РФ, представительных (законодательных) органов субъектов и прочих компетентных органов генеральной прокуратурой РФ, прокуратурами субъектов регулярно формируются заключения, направленные на проекты законов и прочих нормативно-правовых актов.

ФЗ № 171 содержит положение о том, что прокурор, осуществляющий свои полномочия в установленном Ген. прокуратурой России порядке и в соответствии с методикой Правительства РФ, должен проводить антикоррупционную экспертизу. Она направлена на нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, органов власти в государстве и в субъектах, других государственных органов и предприятий, органов местного самоуправления.

Если прокурор выявляет в одном из нормативных правовых актов коррупционные факторы, то он вносит в адрес органа, организации или должностного лица, издавшего данный акт, требование изменить его. Оно включает предложенный способ устранения. Также возможно обращение в суд в порядке, который регулирует процессуальное законодательство.

Определение 2

Координационная функция прокуратуры заключается в том, что она обеспечивает согласованное взаимодействие правоохранительных систем государства, которые имеют специальные полномочия в области противодействия преступности (например, предварительное следствие, дознание, оперативно-розыскная работа).

Основная цель координации состоит в целенаправленных мерах в сфере выявления, раскрытия, расследования преступлений. Они направлены на принятие или рекомендации компетентным органам мер, которые помогут устранить обстоятельства, способствующие совершению преступлений.

В качестве предмета координации выступает совершенствование, упорядочение взаимодействия правоохранительных органов в ходе выполнения их общей задачи. Это происходит с помощью правовых, организационных, информационных форм, средств, форм и методов, которые характерны для каждого из органов. Посредством координации обеспечивается кооперация, взаимное дополнение, объединение средств и сил, которые позволят получать качественно новые по значимости и содержанию результаты в области борьбы с преступностью.

В общей характеристике основных направлений деятельности прокуратуры всегда упоминается главенствующая функция данной системы органов – ведение надзора. Однако, прокуратура – это то ведомство, которое может самостоятельно осуществлять уголовное преследование – данная возможность предусматривается законом РФ «О прокуратуре».

Что такое уголовное преследование? Это, прежде всего, деятельность, которая осуществляется следователем прокуратуры с целью изобличения подозреваемого в совершении какого-либо конкретного преступления или обвинения того лица, на которое указывают улики.

Предлагаем ознакомиться:  Незаконная работа вакансии

В отличие от следователя полиции или дознавателя, прокурор ведет уголовное преследование в течение всего уголовного процесса, начиная с момента дознания и заканчивая этапом вынесения приговора в зале судебного заседания. Во время досудебного этапа прокурор выступает неким организатором работы всех следственных органов. В этот момент он наделяется государством властно-распорядительными полномочиями над теми структурами, которые производят процедуру расследования.

На сегодняшний момент, в связи с особенностями действующего законодательства, прокурор не имеет права возбуждать уголовное дело – этим занимаются следственные органы. Однако, данное должностное лицо в полном праве заниматься сбором материалов, указывающих на виновность или невиновность лица, которое подозревается в совершении преступления, а также участвовать в процессе ведения всех процедур, начиная с дознания.

В случае допущения в процессе расследования нарушения закона со стороны органов дознания, прокурор вправе требовать их устранения и применять определенные санкции к лицам, допустившим их. В том случае, если дело, которое было вверено следователю, было изучено не так, как положено, прокурор вправе вернуть его на дорасследование с целью обнаружения дополнительных фактов или устранения недочетов в материалах. В ходе всех действий прокурор должен утверждать все постановления следователя-дознавателя, подкрепляя их своей подписью.

Задачи

Если главная цель и основные направления деятельности прокуратуры прописаны в Конституции РФ, то более четкие задачи данного органа можно найти только в законе «О прокуратуре Российской Федерации». В нем прописаны отдельные задачи, которые представители такого ведомства должны ставить перед собой во время выполнения определенных функций.

Законодательством РФ указывается то, что основное направление деятельности прокуратуры в РФ – это представительство государства и отдельных лиц в ходе ведения судебного процесса. Данная деятельность подразумевает осуществление представителем этого органа всестороннего и полного рассмотрения дела по существу, а также соблюдение всех прав и обязанностей обвиняемого в ходе ведения процесса.

Во время слушания дела в порядке судебного рассмотрения прокурор может вносить на рассмотрение ходатайства, жалобы, а также протесты, которые судья может как удовлетворить, так и отклонить. Кроме всего вышеперечисленного, по окончании слушания уголовного дела представитель прокуратуры должен оказать судье содействие в выборе оптимальной и соразмерной меры наказания в соответствии с действующими законными и подзаконными актами. Аналогичные задачи прокурор имеет и в делах, которые рассматриваются в порядке арбитражного или апелляционного судопроизводства.

Одной из задач в основных направлениях деятельности прокуратуры и ее структур является ведение надзора над тем, как заключенные отбывают наказания в СИЗО и иных местах содержания. В процессе ведения данной деятельности представитель органа обязан четко следить за тем, как соблюдаются права и свободы заключенных, а также законность их пребывания в данных местах.

Основные направления координационной деятельности прокуратуры

Основные направления деятельности прокуратуры РФ

Данный вид действий, предписанных законом для совершения прокуратурой, имеет многогранное значение. Несомненно, он является очень важным, так как одна из отраслей функций в данной сфере – это борьба с преступностью и ее предотвращение. Основное ее значение состоит в том, что в результате проведенной деятельности разрабатываются планы по борьбе с преступностью, которые впоследствии реализуются, вследствие чего работа органов становится более эффективной.

Основные направления и формы координационной деятельности прокуратуры содержатся в отраслевых нормативных правовых актах РФ, а также в должностных регламентах. В рамках проведения такого типа действия сотрудники органов прокуратуры занимаются проведением анализа преступности в отдельных районах, регионах или в стране в целом.

В процессе могут быть определены некоторые тенденции и составлены прогнозы, которые впоследствии могут способствовать предотвращению совершения преступления. На основании сделанных выводов сотрудники данной государственной структуры разрабатывают отдельные планы по борьбе с преступностью, а также программы.

В процессе проведения координационной деятельности органы прокуратуры занимаются информированием вышестоящих членов системы о ходе проведения операций, передают статистические данные, а также разработанные планы. Генеральный орган всей структуры, в свою очередь, занимается информированием о проведении порученной деятельности Президента Российской Федерации, Собрание, а также Правительство государства. Местные районные администрации тоже в случае необходимости могут быть проинформированы о ходе ведения борьбы с преступностью в отдельном регионе.

По результатам проведенной координационной работы сотрудники органов прокуратуры занимаются информированием общественности с помощью средств массовой информации о положительном опыте в своей работе. Это тоже одно из основных направлений деятельности органов прокуратуры.

Функции прокуратуры представляют собой самостоятельные, но связанные между собой, виды деятельности. В отличие от них основные направления ее деятельности характеризуются различными факторами, которые имеют политический, социально-экономический и другой характер.

В соответствии со своей значимостью можно выделить приоритетные и динамичные направления, учитывающие состояние правовой ситуации в государстве, регионе, населенном пункте. Постоянные приоритеты включают:

  • соблюдение законодательных актов в процессе издания правовых актов, что осуществляют федеральные, региональные органы власти, на которые распространена компетенция прокуратуры;
  • контроль исполнения законов, прежде всего органами государства;
  • надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.
Предлагаем ознакомиться:  Налоговые каникулы для ИП в 2019 году: сроки, виды деятельности

ФЗ № 294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» для обеспечения законности проверки органы муниципального и государственного контроля работы предприятий и индивидуальных предпринимателей предусматривает дополнительные полномочия для прокурора.

Внеплановую проверку субъектов малого и среднего бизнеса проводят контролирующие органы. Для этого должны быть основания и согласование с соответствующими органами прокуратуры.

Замечание 5

В настоящее время особо актуальны проверки соблюдения законов в области приватизации, налогов, банковских и кредитных отношений.

Если учитывать особенности социальной, экономической, криминогенной ситуации в разных государственных регионах, то можно выделить соответствующие приоритеты в работе прокурорских органов. Часто это отражается в нормативно-правовых актах Ген. прокуратуры РФ, прокуратур субъектов.

Закон о прокуратуре регулирует ситуацию, когда Генеральный прокурор осуществляет издание приказов, указаний, распоряжений, положений и инструкций, обязательных для исполнения всеми сотрудниками органов и учреждений прокуратуры. Они определяют вопросы организации работы прокуратуры и реализацию мер материального и социального обеспечения персонала. Все вопросы, которые регулируют такие акты, включают важнейшие стороны работы всей системы прокуратуры.

Приказы Генерального прокурора РФ можно включить в категорию ведомственных нормативных актов. Они могут быть изданы по основным вопросам организации и работы системы прокуратуры, реализации мероприятий социально-материального обеспечения ее персонала. На Генеральную прокуратуру возлагается единый статистический учет заявлений и сообщений о преступлениях и их раскрываемости, состоянии преступности, итогах и состоянии следственной работы и прокурорского надзора. По этой причине любой приказ Генерального прокурора в этой области обязателен для органов власти в государстве.

С помощью указаний регулируются более узкие направления работы прокурорских органов (например: исполнение законодательных актов о приватизации, о ВЭД). Указания даются и на основе обобщения материалов прокурорской и следственной практики, а также на основе результатов конкретной проверки.

Все распоряжения, главным образом, связаны с реализацией управленческих мер, которые обладают разовым или краткосрочным характером.

Посредством положений специалисты регламентируют статус структурных подразделений Генеральной прокуратуры, в том числе управление по федеральным округам, наиболее крупные специализированные прокуратуры и др.

Замечание 6

Инструкции предназначены для определения порядка, процедур, технологии осуществления некоторых видов деятельности (например, хранение документации, организация делопроизводства и статистического учета).

В соответствии со своей обязательностью некоторые нормативные указания Генерального прокурора РФ, которые определяет установленный законом порядок, могут выходить за рамки прокурорской системы. Указания в области дознания, которые не требуют законодательного регулирования, могут являться обязательными для исполнения всеми органами дознания, вне зависимости от их ведомственной принадлежности.

Здесь важно иметь в виду не указания по конкретному уголовному делу которые могут быть обязательными для исполнения, а общие (принципиальные) указания, являющиеся результатом обобщения практической работы правоохранительных органов в сфере использования законов при расследовании преступлений. Они концентрируются на совершенствовании данной деятельности, на рост гарантий в области обеспечения законности, прав и свобод гражданина.

Прокурорская проверка

Одной из разновидностей основных направлений деятельности прокуратуры является проведение проверок деятельности должностных лиц на предмет правильности применения законодательства в своей работе и отсутствие злоупотребления своими должностными полномочиями. Данная деятельность подразумевает истребование определенных документов при условии проведения надзора.

В ходе такой работы прокурор имеет право ознакомиться с решениями должностных лиц в разных сферах деятельности, а также оценивать их в соответствии с законодательством. В том случае, если в решениях или в иных видах затребованных документов были обнаружены подозрения злоупотреблением предоставленными полномочиями, то в адрес виновного лица применяются меры прокурорского реагирования.

Прокурорская проверка

Одно из основных направлений деятельности прокуратуры – это ведение прокурорского надзора за правильностью применения законодательства различными юридическими службами и структурами (органы внутренних дел, служба судебных приставов, ФСБ, таможенная служба, структуры по контролю за оборотом наркотиков и т. п.).

Во многих странах прокуратура не относится ни к одной ветви власти. Данный орган создается исключительно для того, чтобы следить за правильностью применения и исполнения норм, прописанных в законодательной базе государства.

В отраслевом законодательстве предусмотрено пять основных направлений деятельности прокуратуры в отрасли прокурорского надзора.

  1. Контроль за исполнением различными высокопоставленными государственными структурами (министерства, органы местного самоуправления, службы военного управления, структуры исполнительной власти федерального значения и др.) своих обязанностей, а также законности принятых ими решений.
  2. Данная система контролирует законность и надлежащее качество исполнения федеральными министерствами и различными государственными службами своих обязанностей в отношении населения конкретного региона.
  3. Надзор за правильностью применения норм действующего законодательства структурами, которые занимаются осуществлением оперативной и розыскной деятельности. В данной функции прокуратура также уделяет большое внимание деятельности лиц, проводящих процедуру дознания и следствия, предшествующего судебному разбирательству.
  4. Надзор за соблюдением законности действий службы судебных приставов также входит в перечень основных направлений деятельности органов прокуратуры РФ.
  5. Проведение проверок в местах, где к лицам, признанным в совершении преступлений, применяются наказания. Примерами таковых мест могут послужить следственные изоляторы, а также изоляторы временного содержания. В ходе ведения такой деятельности отдельное внимание уделяется проверке администраций таких мест (СИЗО, Федеральная служба исполнения наказаний, ИВС).

В ходе ведения слушания по уголовному делу сторону государства представляет прокурор. Это одна из его обязанностей. В такой момент он занимается выдвижением аргументов против лица, которое обвиняется в совершении преступления, приводя рассмотренные в ходе следствия аргументы.

В зале судебного заседания и в ходе рассмотрения дела по существу прокурор имеет право подавать прошения, ходатайства, заявления, отводы, которые могут стимулировать процесс. Пребывая в качестве стороны обвинения, сотрудник прокуратуры может допрашивать свидетелей, потерпевшего и обвиняемого в зале суда, а также проводить все меры, которые способствуют обеспечению законности, справедливости и обоснованности судебных решений.

Основные направления деятельности органов прокуратуры рф

Кроме слушания в суде первой инстанции, прокурор обязан присутствовать на заседаниях, которые проводятся в рамках обжалования приговоров нижестоящих судов. В судах апелляционной инстанции данное должностное лицо имеет те же права, обязанности и полномочия, что и на слушаниях, которые проводятся в местных судах.

https://www.youtube.com/watch?v=upload

В том случае, если по результатам слушания в отношении конкретного уголовного дела прокурор считает вынесенное судьей решение несоответствующим законным требованиям, несправедливым или необоснованным, он имеет полное право подать прошение о пересмотре всего дела в суде надзорной инстанции, где все материалы должны быть вновь рассмотрены по существу, но уже под началом другого судьи.

About the Author: admin4ik

You might like

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector