Каким образом проводится аудит в сфере государственных закупок по 44-ФЗ и для чего он нужен

Что нужно знать о 44-ФЗ: первые шаги в сфере госзакупок

Различают несколько разновидностей аудита: финансовый, налоговый, экологический, управленческий и пр. Аудит системы госзакупок является относительно новым для российской практики явлением, и многим остается непонятной его суть. Это одна из разновидностей внешнего государственного контроля за госзакупками.

Аудит в сфере государственных закупок регулируется нормами ст. 97 ФЗ-44. Его следует отличать от контрольно-проверочных мероприятий в закупочной деятельности, которая направлена на выявление нарушителей (как на стороне заказчиков, так и исполнителей) и привлечение их к административной ответственности.

Целью аудита является, в первую очередь, анализ результатов закупочной деятельности. Также он направлен на достижение целей закупок; оценку с точки зрения эффективности закупочной деятельности учреждений; оценку проводимых закупок и конкурентных процедур; систематизации полученных сведений и выработки предложений по оптимизации действующей модели закупок.

Если в ходе анализа аудиторами будут выявлены факты нарушения норм уголовного или административного права, то они обязаны будут передать полученную ими информацию в уполномоченные органы.

Каким образом проводится аудит в сфере государственных закупок по 44-ФЗ и для чего он нужен

Таким образом, несмотря на то что контроль не является задачей аудита, аудиторы могут способствовать раскрытию преступлений в сфере госзакупок.

Согласно ч. 1 ст. 97 ФЗ-44, уполномоченными за проведение аудита инстанциями являются:

  1. Счетная Палата РФ.
  2. Счетные палаты муниципальных образований.
  3. Контрольно-счетные органы Федерального уровня.

Ответственным лицам на стороне заказчика рекомендовано проводить внутренний аудит закупок своими силами для недопущения нарушений.

Деятельность Счетной палаты направлена на осуществление контрольных функций государственных учреждений на федеральном уровне. Она регулируется федеральным законодательством «О счетной палате» (Законом от 2013 № 41-ФЗ и регламентом).

Деятельность региональных или муниципальных местных палат регулируется местными нормативно-правовыми актами.

Общие принципы функционирования местных контролеров прописаны в ФЗ-6 от 2011 года. Они тесно взаимодействуют с федеральной Счетной палатой.

Ответственность за результаты оценки ложится на должностные лица (аудиторов).

Сроки проведения проверочных мероприятий определяются на текущий год и вносятся в графики. В 294-ФЗ указано на необходимость уведомления организации-заказчика о предстоящей проверке за 3 рабочих дня или за 24 часа при внеплановой проверке.

Аудит может быть направлен на анализ эффективности закупочной деятельности как отдельного учреждения, так и на оценку результативности государственной и муниципальной программы, насколько эффективно были расходованы целевые средства и дополнительные ассигнования и пр.

Проверке подлежит деятельность:

  • государственных организаций;
  • юридических лиц;
  • унитарных предприятий;
  • бюджетных и автономных учреждений.

При мониторинге подлежат анализу все этапы государственных закупок от планирования до исполнения контракта.

При этом оценивается деятельность должностных лиц заказчиков, закупочных комиссий, контрактных управляющих и служб внутреннего контроля.

Порядок проведения

При проведении аудиторских мероприятий выделяют три основных этапа:

  1. Подготовительный, который направлен на предварительный сбор и изучение информации по закупочной деятельности, а также составление проекта аудита.
  2. Основной этап, который предусматривает проверки всех материалов закупки и направлений работы организации. Отдельно стоит обратить внимание на вопросы эффективности и целесообразности результатов закупок и формирование бюджетной экономии.
  3. Заключительный этап, включающий обобщение результатов аудиторской деятельности и подготовку отчета с выводами и рекомендациями по результатам аудиторских мероприятий.

В ходе аудита специалистами анализируются данные из открытых источников, а также официальные документы, получаемые от государственных заказчиков. При проведении проверки контролирующими инстанциями могут запрашиваться у организации такие документы:

  • планы;
  • планы-графики закупок;
  • документы, обосновывающие потребности в конкретных товарах или услугах;
  • реестры заключенных контрактов;
  • полученные банковские гарантии (реестры);
  • реестры недобросовестных поставщиков;
  • каталоги необходимых товаров;
  • правила нормирования;
  • оригиналы заключенных контрактов;
  • отчетная документация по завершенным контрактам (акты и пр.).

Государственным заказчикам стоит учитывать, что за непредоставление запрашиваемых сведений либо за предоставление заведомо ложной информации законом установлена уголовная или административная ответственность.

Обычно наиболее пристальное внимание аудиторы уделяют контрактам, заключенным посредством неконкурентных способов.

В ходе аудиторских мероприятий работа заказчика оценивается по целому ряду направлений:

  • насколько правильно оформлены и заключены контракты (содержались ли там обязательные условия, соблюдены ли сроки подписания, получены ли необходимые согласования и пр.);
  • соблюдены ли поставщиками и исполнителями условия контракта с точки зрения количества и качества товаров, выполненных работ и оказанных услуг, а также сроков работы и порядка оплаты контракта;
  • соответствует ли требованиям планирование и процедура проведения закупок (в том числе при закупках с помощью конкурентных процедур);
  • отвечает ли установленным правилам расчет цены контракта, и насколько обоснованной она является;
  • насколько эффективно происходило управление контрактами.

Результаты проверок

По результатам проведенного аудита формируется отчет. В отчете должны содержаться конкретные сведения об обоснованности и эффективности затрат на проводимые торги в процессе государственных закупок, а также выводы, предложения и рекомендации.

В задачи аудиторов входит необходимость установления причин неэффективной работы системы госзакупок и подготовка  предложений, направленных на их устранение и усовершенствование действующей контрактной системы.

Результаты проведенных мероприятий, оформленные в письменной форме, содержат указание на следующие данные:

  1. Количество проведенных контрольных мероприятий: сумма заказов, которые оценивались; отдельно сумма заказов, которые были признаны неэффективными и нерезультативными с точки зрения расходования бюджетных средств (например, были оплачены невыполненные или некачественно выполненные работы).
  2. Количество выданных предписаний и обращений в контролирующие инстанции и правоохранительные органы.

При аудите контролеры должны зафиксировать все выявленные ими нарушения: при организации заказа (например, проигнорированы требования о формировании конкурсной комиссии, общественном обсуждении заказов и пр.

Каким образом проводится аудит в сфере государственных закупок по 44-ФЗ и для чего он нужен

); планировании закупки; в документации (не прописаны или предъявлены недопустимые требования к участникам, нет обязательных условий в проекте контракта, не установлены критерии оценки заявок и пр.

); по подписанным контрактам (соответствует ли договор предложению участника, какие сроки заключения контракта и внесения обеспечения по нему); по процедурам госзакупок (внесено ли обеспечение по закупке, предприняты ли антидемпинговые меры, насколько обоснованы отказы в допуске участников, велись ли все необходимые протоколы), а также при исполнении договора (законность внесения правок, экспертиза результатов, своевременность работы, порядок расторжения и пр.).

Также по результатам проверочного контрольного мероприятия аудиторами составляется акт, содержание которого доводится до сведений руководителей проверяемых инстанций и публикуется на официальном сайте госзакупок в ЕИС в открытом доступе.

Предлагаем ознакомиться:  Как работают антиколлекторы - Коллекторы в СПб

Руководитель учреждения-заказчика вправе не согласиться с результатами проведенных мероприятий, которые нашли отображение в акте. Он может приложить к акту свои пояснения и возражения.

Руководитель всегда должен быть готов к тому, что от него потребуют обосновать его действия или бездействие при осуществлении госзакупок.

Когда аудиторами выявляются нарушения, то они обязаны направить заказчику предписание об их устранении, а также передать информацию в ФАС, прокуратуру или ФНС. По результатам внешнего аудита закупка может быть признана необоснованной.

Проверяемые учреждения также могут обжаловать деятельность аудиторов в законодательных (представительных) органах или арбитражном суде.

Таким образом, ключевой смысл аудита состоит в оценке эффективности и обоснованности различных аспектов проводимых закупок учреждения, которое является заказчиком государственных услуг.

В процессе аудита в сфере закупок выполняется ряд важных задач: анализ, оценка, проверка обоснованности, законности, целесообразности и результативности затрат на закупки и контракты, выявление нарушений и недостатков при проведении закупок. По результатам аудита составляется акт и отчет.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефоны горячей линии. 24 часа бесплатно! 

7 (499) 110-86-72

Москва и область

Правила госзакупок регулирует Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Его положениями руководствуются при проведении торгов и заключении контрактов все органы власти, государственные и муниципальные учреждения — от федеральных министерств и ведомств до местных школ, больниц и библиотек.

Федеральный закон № 44-ФЗ:

  • закрепляет принципы единой (федеральной) контрактной системы;
  • даёт определение терминам, которые используются в законодательстве и практике госзакупок;
  • регулирует процессы планирования закупок заказчиками;
  • устанавливает способы закупок, правила их проведения, требования к участникам, порядок выбора исполнителя (поставщика, подрядчика) и заключения контрактов;
  • определяет процедуры мониторинга, аудита, контроля и обжалования в сфере госзакупок.

Принципы контрактной системы изложены в статьях 6—12 Федерального закона № 44-ФЗ. К ним относятся:

  1. Открытость и прозрачность информации — свободный и бесплатный доступ к полным и достоверным сведениям о закупках, в том числе за счёт функционирования единой информационной системы (ЕИС).
  2. Обеспечение конкуренции — равные условия для участников закупок, поддержка добросовестной конкуренции, запрет на ограничения конкуренции, которые нарушают № 44-ФЗ.
  3. Профессионализм заказчика — его обязанность привлекать к обеспечению госзакупок только квалифицированных специалистов, а также поддерживать и повышать их профессиональный уровень.
  4. Стимулирование инноваций — приоритетность инновационной и высокотехнологичной продукции.
  5. Единство контрактной системы — единые для всех участников принципы, понятия и подходы при планировании, проведении закупок, их мониторинге, аудите и контроле.
  6. Ответственность заказчика за результативность и эффективность закупок — необходимость достижения заданных результатов.

Кто осуществляет аудит

Аудиторские мероприятия в сфере государственных или муниципальных закупок регламентируются статьей 98 Федерального закона №44 и Федеральным законом №41. Главные действующие лица при этом – аудиторы. Они оценивают эффективность закупочной деятельности и принципов ценообразования, добросовестность участников и уровень профессионализма.

  • Таким образом, аудит – это информационная деятельность экспертно-аналитического характера, за счет которой проводится проверка и оценка сведений конкретной закупки.
  • Денежные средства, расходуемые в процессе закупочной деятельности, должны соответствовать требованиям законодательства РФ, целесообразности, результативности и своевременности.
  • Аудит обхватывает планирование закупочных мероприятий, их проведение, заключение и исполнение контракта со стороны заказчика. Оцениваются такие критерии исполнения контракта, как:
  1. Срок.
  2. Объем.
  3. Цена и условия ценообразования.
  4. Качество.
  5. Эффективность системы управления.

Рассмотрим более подробно понятие «аудит» в закупочной сфере: что это такое, как проводится и зачем.

Согласно статье 98 ФЗ №44, проводить аудит в сфере закупок имеют право следующие государственные органы власти:

  1. Счетная палата. Осуществляет внешний аудит на федеральном уровне. Регламент – Федеральный закон №41. Проверку проводят должностные лица в форме аудиторов, они же несут ответственность по результатам.
  2. Контрольно-счетные по регионам. Аудит проводится в соответствии с регламентами конкретных регионов.
  3. Законодательные органы субъектов РФ. Регламент – региональная нормативно-правовая база.
  4. Контрольно-счетные по муниципалитетам. Проведение аудиторских проверок осуществляется в соответствии с локальными регламентами муниципалитета.
  5. Представительные по муниципалитетам. Аудит проводится в соответствии с муниципальной нормативно-правовой базой.

Каким образом проводится аудит в сфере государственных закупок по 44-ФЗ и для чего он нужен

В случае аудита деятельность госорганов, юридических лиц, бюджетных и автономных учреждений, а также унитарных предприятий проверяется в первую очень и в обязательном порядке.

Направления аудиторской деятельности:

  1. Проверка эффективности проведения закупочной процедуры как по отношению к отдельному учреждению, так и всей государственной или муниципальной программы в целом.
  2. Анализ эффективности расходования целевых средств.
  3. Тщательная проверка всех этапов закупочной процедуры.

Важно знать, что при аудите оценивается также деятельность официальных представителей заказчиков, контрактных управляющих и контрактной службы, организаций внутреннего контроля, закупочных комиссий.

Аудиторские мероприятия проходят в несколько этапов. Рассмотрим их подробнее.

  1. Оповещение организации за три рабочих дня о плановой и за 24 часа о внеплановой проверке.
  2. Сбор и анализ данных из открытых источников, а также по запросу от должностных лиц заказчика. Аудиторы могут запросить обоснования потребления тех или иных товаров или расходования средств, регламент проведения закупок, обоснование формирования НМЦК, оригиналы документов, отчетность.
  3. За непредоставление данных в полном или частичном размере предусмотрена административная и уголовная ответственность. В случае отсутствия нарушений аудиторы выносят соответствующее заключение.

О мониторинге в сфере закупочной деятельности можно узнать ниже на видео.

Задачи, методы

Основные задачи аудиторских мероприятий заключаются в следующем:

  1. Поиск несоответствий и явных нарушений законодательства РФ.
  2. Оценка полноты и достоверности форм отчетности.
  3. Правильно оформления закупочных документов.
  4. Поиск способов оптимизации базы налогообложения.
  5. Анализ достоверности мероприятий по оценке имущественных активов.
  6. Оценка уровня эффективности расходования целевых средств.
  7. Анализ эффективности расходования ресурсов предприятия.
  8. Оказание консультационной помощи руководству компании.

Таким образом, цель аудита – подтверждение достоверности и точности сведений, обоснованности расходования ресурсов и целевых денежных средств, поиск резервов для улучшения эффективности работы организации.

За счет анализа абсолютных и относительных показателей (например, вариации потенциальной экономии средств) строится методика проведения аудита закупочной деятельности. Рассмотрим вариант оценки конкурентной среды.

  1. Для проведения анализа необходимо знать количество заявок по каждой конкретной закупке в среднем, количество допущенных заявок на одну закупку, соотношение закупок на конкурсной основе и у единственных поставщиков в процентах.
  2. Далее полученную величину сравнивают со средними показателями по конкретному региону или муниципалитету и по стране в целом.
  3. Если анализировать уровень профессионализма участников, то следует использовать такие показатели, как численность специалистов с квалификацией в сфере контрактных закупок.
Предлагаем ознакомиться:  Как правильно рассчитать трудовой стаж сотрудника по трудовой книжке и для чего он нужен

Результаты проверок

Каким образом проводится аудит в сфере государственных закупок по 44-ФЗ и для чего он нужен

Результаты аудиторских проверок оформляются в форме соответствующих документов (заключения или акта) следующего содержания:

  1. Сколько контрольных мероприятий было проведение.
  2. Какая сумма заказа оценивалась.
  3. Сколько денежных средств были признаны неэффективными и нерезультативными вследствие нецелесообразного расходования бюджетных средств.
  4. Сколько предписаний и обращений было выдано в органы контроля и проверки.

Аудиторы обязаны зафиксировать все нарушения требований заполнения закупочной документации, этапов проведения процедуры, качественных и количественных характеристик, планирования, сроков заключения, составления и подписания контракта, внесения обеспечения, принятия антидемпинговых мер и так далее.

Стоит отметить, что результаты оформляются в письменной форме. После ознакомления руководитель организации обязан дополнить документ своими возражениями и пояснениями. В случае несогласия с результатами аудиторской проверки руководитель обязан обосновать свои действия или их отсутствии.

При выявлении нарушений аудиторами направляется соответствующее предписание заказчику о скором устранении, а также информация в Антимонопольную службу, прокуратуру, Налоговую службу, Казначейство. Кроме того, сведения по результатам мониторинга направляются в региональные или муниципальные органы власти. Отчетная документация в обязательном порядке публикуется в ЕИС.

Подробный вебинар по системе мониторинга, контроля и аудита в сфере закупок представлен ниже на видео.

В указанной статье Закона перечислены органы государственной власти, которые должны проводить оценку. Итак, аудит в сфере закупок осуществляют:

  • cчетная палата;
  • контрольно-счетные органы в регионах;
  • контрольно-счетные органы муниципалитетов;
  • законодательные органы государственной власти субъектов РФ;
  • представительные органы муниципальных образований.

Счетная палата — это постоянно действующий орган власти, который осуществляет внешний государственный аудит. Работа данного органа власти регламентирована Федеральным законом «О счетной палате Российской Федерации», а также ее регламентом. Должностные лица — аудиторы самостоятельно проводят оценку и несут ответственность за результаты.

Если говорить о контроле в регионах и муниципалитетах, то такого рода органы осуществляют свою работу на основании принятых в пределах данных регионов и муниципалитетов актов и регламентов их деятельности.

Необходимо отметить лица, деятельность которых подлежит рассматриваемой нами проверке: это государственные органы, унитарные предприятия, юридические лица, бюджетные и автономные учреждения.

Мониторинг в сфере закупок по 44-ФЗ: порядок проведения, цели, сводный аналитический отчет с результатами

Закон о контрактной системе предусматривает процедуру сбора, упорядочения и анализа информации о ходе закупок. В чем суть и основная цель такого мониторинга, и кто его осуществляет, рассматриваем в статье.

Мониторинг закупок представляет собой систематическое наблюдение, регистрацию параметров закупочной деятельности всех участников контрактной системы, подведение итогов и предложение мер по совершенствованию процесса осуществления заказов, проводимых в рамках 44-ФЗ.

Правила проведения мониторинга утверждены Постановлением от 03.11.2015 № 1193.

Ст. 97 44-ФЗ указывает на то, что мониторинг закупок осуществляется в целях:

  1. Оценки степени достижения целей госзакупок, согласно ст. 13.
  2. Оценки обоснованности госзакупок, согласно ст. 18.
  3. Совершенствования законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.

В процессе оценки достижения целей проверяется: реализованы ли мероприятия, предусмотренные документами стратегического и программно-целевого планирования, исполнены ли международные обязательства РФ, выполнены ли полномочия государственных, муниципальных органов и органов субъектов РФ.

Оценка обоснованности выражается в правильности определения следующих параметров: объект, размер НМЦК, способ определения поставщика.

Порядок проведения

Органом, осуществляющим мониторинг тендеров и закупок, является федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы (Постановление от 26.08.2013 № 728 — Минфин, ранее — Минэкономразвития).

Минфин должен формировать аналитические отчеты за каждый квартал (публикация в Единой информационной системе (далее — ЕИС) до последнего числа месяца, следующего за отчетным кварталом, а за последний квартал отчетного года — до 1 марта года, следующего за отчетным годом).

Законодательство о контрактной системе предусматривает процедуру сбора, обработки и анализа сведений о ходе закупок.

Под мониторингом в сфере госзакупок понимают наблюдение и регистрацию параметров закупочной деятельности от всех участников контрактной системы, подведение итогов закупки по 44-ФЗ и принятие мер по совершенствованию закупочного процесса осуществления госзаказа в рамках контрактной системы. В ходе мониторинга проверяется реализация плана-графика (планы закупок по 44-ФЗ были упразднены).

При проведении мониторинга применяются определенные правила, которые утверждены Постановлением Правительства от 2015 года №1193. В ст. 97 44-ФЗ подчеркивается, что мониторинг в сфере госзакупок проводится в целях:

  1. Оценки степени достижения целевых ориентиров в сфере госзаказа по ст. 13 44-ФЗ.
  2. Оценки степени обоснованности госзакупок по ст. 18 44-ФЗ.
  3. Совершенствования российского законодательства.

Отметим, что ч. 2 ст. 97 в отношении необходимости мониторинга целей закупок утратила силу с октября 2019 года, равно как и ст. 13, на которую она ссылалась.

При проверке достижения целевых ориентиров проверяется реализация мероприятий, которые указаны в документах стратегического развития и целевого планирования.

При проверке контролирующим инстанциям нужно оценить, исполняются ли международные обязательства РФ, были ли выполнены полномочия государственных и муниципальных органов власти.

Оценка обоснованности контракта выражается в оценке правильности корректировки размера НМЦК и объекта закупки.

Кто занимается

Органом, который занимается мониторингом тендерных и закупочных мероприятий, выступает Минфин (по Постановлению Правительства от 2013 года №728, ранее это был Минэкономразвития).

Исполнительные органы региональных властей, муниципальных администраций могут проводить анализ закупочной деятельности в пределах своей компетенции на соответствующей территории, закрепленной за этими органами власти.

Порядок проведения

Как заказчикам по Закону n 44-ФЗ проходить мониторинг и аудит в сфере закупок

Минфин обязан формировать поквартальные аналитические отчеты и публиковать их в ЕИС до последнего числа месяца за отчетным кварталом. За последний квартал отчетного года отчеты формируются до 1 марта следующего года.

До конца апреля контролирующим инстанциям нужно сделать сводный отчет с аналитической информацией и разместить его в ЕИС.

Также отчетность размещается на сайте Минфина. В отчетности Минфина представлена информация по трем уровням власти: федеральной, субъектов РФ и муниципальной. Отчетность содержит сведения о планировании и осуществлении закупок, а также о результатах контроля. Закупки представлены в разрезе отраслей.

Цели мониторинга состоят в оценке эффективности обеспечения государственных и муниципальных нужд. Результаты анализа и изменений в контрактной системе отображаются в сводном отчете.

Сводный отчет формируется Минфином с использованием информации из ЕИС, путем обращения в Счетную палату, ФАС, а также с привлечением  экспертов. Минфин должен подготовить сводный отчет со следующей информацией:

  1. Количество размещенных закупочных извещений.
  2. Суммарный объем НМЦК.
  3. Сумма централизованных закупок.
  4. Количество состоявшихся и несостоявшихся процедур закупки.
  5. Общая стоимость подписанных контрактов и их количество.
  6. Отчет об исполнении контрактов, оплате и начислении неустоек.
  7. Сведения о ведении реестра РНП.
  8. Сведения о ведении реестра жалоб, результатов плановых и внеплановых проверок.
  9. Результаты контрольных мероприятий.
  10. Количество банковских гарантий и размер денежной суммы в них.
  11. Функционирование ЕИС.

На сайте ЕИС и сайте Минфина можно ознакомиться со сводными аналитическими отчетами за прошлые периоды.

Сводный отчет должен быть разработан до 15 марта года, который следует за отчетным. До 15 апреля отчет следует согласовать с ФАС и иными органами исполнительной власти. Также он представляется на рассмотрение в Правительство до 30 апреля.

Предлагаем ознакомиться:  Налог при дарении квартиры - кто, сколько, как платить

Если у органов государственной власти возникли основания полагать, что реализованные закупки противоречат нормам законодательства, то обязательным является проведение аудита. Также аудиторская проверка потребуется в следующих случаях:

  1. У заказчиков возникли сомнения по вопросу корректного ведения бухгалтерского отчета при реализации принципов контрактной системы.
  2. Предоставленные отчеты не дают оснований убедиться в отсутствии нарушений в сфере госзакупок со стороны отдельного заказчика.
  3. Возникают сомнения в эффективности расходования ресурсов, включая финансирование из различных уровней бюджета.
  4. Существующие контрактные отношения не были оформлены должным образом.

Сроки проведения аудиторских мероприятий определяются заранее и вносятся заказчиками в соответствующие планы проверок. В них должно быть указано:

  1. Наименование организации.
  2. Цель аудита.
  3. Дата и сроки проверки.
  4. Наименование инстанции, которая проводит аудит.

Плановые проверки не допускается проводить чаще одного раза в три года.

Если контролирующая инстанция планирует проведение внеплановой проверки, то ее предварительно предстоит согласовать в прокуратуре.

В ходе проведения проверки различают три основных этапа:

  1. Предпроверочный, или подготовительный. В рамках данного этапа происходит сбор и ознакомление с закупочной деятельностью.
  2. Основной этап. На нем контролирующие инстанции проверяют все материалы по проводимым закупкам. На этом этапе проверяются, не были ли завышены цены, правильно ли выбраны источники финансирования и пр.
  3. Заключительный этап. На этом этапе нужно подготовить официальный отчет с выводами.

При аудите у заказчика могут потребовать дополнительные материалы: планы-графики, обоснование НМЦК и пр.

Результаты аудиторской проверки оформляются в виде специального отчета. Он ложится в основу разработки комплекса мероприятий для устранения всех выявленных нарушений.

Мониторинг будет осуществляться напостоянной основе в целях оценкиэффективности обеспечения государственныхи муниципальных нужд, а аудит будетпроводиться для оценки результатовзакупок и достижения целей закупок(подробнее см. Обоснование закупок).

Правила осуществления контроля в сферезакупок, содержащиеся в Законе,существенно отличаются от правил,установленных Законом огосзакупках. 

а)Мониторинг закупок

В ходеосуществления мониторинга будетоцениваться степень достижения целейосуществления закупок, а такжеобоснованность закупок.

Мониторингзакупок будет обеспечиваться федеральныморганом исполнительной власти порегулированию контрактной системы всфере закупок, органом исполнительнойвласти субъекта РФ по регулированиюконтрактной системы в сфере закупок,местной администрацией (ч.10 ст. 97Закона).

Ежегоднорезультаты мониторинга будут оформлятьсяв виде сводного аналитического отчета,который будет представляться вПравительство РФ федеральным органомисполнительной власти по регулированиюконтрактной системы в сфере закупок, атакже размещаться в единой информационнойсистеме.

Нормыо мониторинге в сфере закупок вступятв силу с 1 января 2016 г. (ч.3 ст. 114 Закона). 

б)Аудит в сфере закупок

Аудит,согласно Закону,будет осуществляться Счетной палатойРФ, контрольно-счетными органамисубъектов РФ и муниципальных образований(при наличии) в соответствии спредоставленными им полномочиями.Органы, осуществляющие аудит, будутпроводить анализ и оценку достиженияцелей осуществления закупок (ст.98 Закона).

Органыаудита в сфере закупок будут проверять,анализировать и оценивать информациюо законности, целесообразности,обоснованности, своевременности,эффективности и результативностирасходов на закупки по контрактам,планируемым к заключению, заключенными исполненным (ч.3 ст. 98 Закона).

Крометого, органы аудита в сфере закупокбудут обобщать результаты своейдеятельности и устанавливать причинывыявленных отклонений, нарушений инедостатков, готовить предложения,направленные на их устранение и насовершенствование контрактной системыв сфере закупок, систематизироватьинформацию о реализации указанныхпредложений и размещать в единойинформационной системе обобщеннуюинформацию о таких результатах (ч.4 ст. 98 Закона).

  • в)
    Государственный контроль в сфере закупок
  • Законом будут
    существенно изменены правила осуществления
    государственного контроля в сфере
    госзакупок (по сравнению с правилами,
    установленными в ст.
    17 Закона
    о госзакупках):

  • полномочия по осуществлению контроля
    будут разделены между тремя разновидностями
    органов госвласти и местного самоуправления;
  • — будет
    подробно определено, как должны
    разрешаться противоречия между
    результатами проверок муниципальных,
    региональных и федеральных органов.
  • Разграничение
    полномочий контролирующих органов

Аудит в сфере закупок: цели, содержание и результаты

Говоря об аудите в целом, нужно различать несколько его видов:

  • финансовый (бухгалтерский) — это проверка отчетности;
  • налоговый — контроль соответствия деятельности налоговому законодательству;
  • на соответствие определенного рода требованиям — анализ определенной финансовой или общей деятельности предприятия;
  • ценовой — проверка обоснованности установленной стоимости;
  • аудит хозяйственной деятельности — систематический анализ деятельности организации;
  • специальный (например, экологический) — анализ конкретных аспектов деятельности лица, соблюдения правил и норм;
  • управленческий — анализ системы управления предприятием.

Как видно из перечня, среди них нет так называемого анализа в сфере закупок. Это новый для России вид, который был закреплен Законом о контрактной системе в сфере закупок.

Аудит в сфере закупок осуществляется по 44-ФЗ и выполняет ряд задач:

  • проверка, анализ и оценка сведений о законности, обоснованности и целесообразности, эффективности и результативности трат на планируемые закупки, а также исполняемые контракты;
  • выявление отклонений, нарушений и недостатков в сфере закупок, установление причин и подготовка предложений, направленных на их устранение и на совершенствование контрактной системы.

Важно отметить, что предметом такой проверки является правильное и целесообразное расходование бюджетных денежных средств. Среди документов, которые необходимы контрольному органу для проверки, можно назвать, например, планы и планы-графики, различного рода реестры (контрактов, банковских гарантий, недобросовестных поставщиков), правила нормирования, каталоги необходимых товаров и многое другое.

Результатом такой работы является отчет, который должен содержать конкретную информацию об обоснованности и законности, эффективности и результативности затрат на проводимые торги, а также выводы и предложения, в том числе рекомендации.

Аудит в сфере закупочной деятельности, регламентированной Законом о контрактной системе в сфере закупок, — достаточно новое понятие. Далее разберемся, что он собой представляет, кто его осуществляет и каковы результаты такой проверки.

Как заказчикам по Закону n 44-ФЗ проходить мониторинг и аудит в сфере закупок

КонсультантПлюс ПОПРОБУЙТЕ БЕСПЛАТНО

Получить доступ

Статьей 98 Закона о контрактной системе предусмотрено проведение определенной процедуры, называемой «аудит закупок».

Аудит в сфере закупок представляет собой вид внешнего государственного контроля. Целями данного контроля являются:

  • анализ обоснованности плана закупок;
  • реализуемость и эффективность торгов;
  • анализ результатов тендеров и достижения целей, установленных Законом (реализация мероприятий, указанных в государственных программах, исполнение международных обязательств, а также осуществление полномочий органами государственной власти).

Результат таковой процедуры должен выглядеть в виде оценки уровня обеспечения госнужд с учетом расходов бюджетных средств, а также включать в себя анализ исполнимости условий контрактов (срок, объем, качество поставляемой продукции, выполняемых работ) и эффективность системы управления контрактами.

About the Author: admin4ik

You might like

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector