Ответственность водителя — Правила дорожного движения

Дисциплинарная ответственность

Дисциплинарная ответственность — это ответственность работника перед своим работодателем за нарушения трудовой или производственной дисциплины.

Согласно статье 192 Трудового кодекса РФ, есть три вида дисциплинарных наказаний — замечание, выговор и увольнение по соответствующим основаниям.

https://www.youtube.com/watch?v=ytaboutru

Водитель, который не работает по найму, дисциплинарную ответственность не несет, однако остальные три вида ответственности распространяются на него в полной мере. При этом:

  • уголовная ответственность наступает за наиболее тяжкие правонарушения — преступления;
  • административная ответственность наступает за действия, представляющие меньшую опасность для общества — административные правонарушения;
  • гражданская ответственность наступает в ситуациях, связанных с причинением имущественного или иного вреда потерпевшим.

Скорая помощь

Наиболее серьезную ответственность водители транспортных средств несут за допущенное по их вине дорожно-транспортное происшествие, в котором пострадали или погибли люди. При этом ДТП может сопровождаться причинением:

  • легких телесных повреждений;
  • телесных повреждений средней тяжести;
  • тяжких телесных повреждений;
  • смерти пострадавшего.

Решение о степени тяжести причиненных повреждений принимает судебно-медицинская экспертиза. Причинение легких и средней тяжести телесных повреждений влечет наступление административной ответственности.

Причинение тяжких телесных повреждений, связанных с длительной утратой трудоспособности (инвалидностью), либо смерти человека считается преступлением, за которое наступает уголовная ответственность.

Кто может остановить на дороге?

Ситуация, когда автомобиль останавливают сотрудники МВД различных ведомств, – не редкость. Интуитивно большинство водителей считают, что право на остановку транспортного средства при нарушении правил дорожного движения или для проверки документов имеют только работники ГИБДД. В связи с этим часто возникают спорные и даже конфликтные ситуации.

Автомобилисты жалуются на то, что их останавливают наряды патрульно-постовой службы, в компетенцию которых, казалось бы, входит поддержание общественного порядка на улицах и в общественных местах, а не на автодорогах. Насколько обоснованы эти жалобы? Есть ли различия в полномочиях работников ГИБДД и ППС при организации дорожного движения? Насколько сильно отличаются функции сотрудников ППС и ГИБДД?

Уголовная ответственность

Части ст. 264 УК РФ Последствия Наказание для трезвого водителя Наказание для пьяного водителя
1 и 2 тяжкого вреда здоровью человека лишение свободы до 2 лет
с лишением прав на срок
до 3 лет или без такового
лишение свободы до 4 лет
с лишением прав на срок
до 3 лет
3 и 4 смерти человека лишение свободы до 5 лет
с лишением прав на срок
до 3 лет
лишение свободы до 7 лет
с лишением прав на срок
до 3 лет
5 и 6 смерти двух и более лиц лишение свободы до 7 лет
с лишением прав на срок
до 3 лет
лишение свободы до 9 лет
с лишением прав на срок
до 3 лет

Также Уголовным кодексом предусмотрены статьи, предусматривающие аналогичное наказание за недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями (статья 266) и за нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта (статья 268).

Ответственность водителя — Правила дорожного движения

Преступлением может быть не только противоправное действие, но и противоправное бездействие.

Так, водитель, который совершил ДТП и скрылся с места происшествия, не оказав помощь пострадавшим, несет ответственность по статье 125 Уголовного кодекса «Оставление в опасности». Эта статья предусматривает различные виды наказания, вплоть до лишения свободы сроком на 1 год.

Наступает, если нарушение ПДД повлекло за собой гибель человека или причинен тяжкий вред его здоровью (отказ работы органов речи, слуха, зрения, расстройство психики и т.д.). В таких случаях, страхователь не будет спасен компанией-страховщиком.

В том случае, если экспертиза покажет, что человек находившийся за рулем машины не пытался предотвратить ДТП, тюремного заключения вряд ли удастся миновать. Стоит заметить, что в случае, если в результате аварии серьезно пострадали люди, предстанет в суде тот, кто был за рулем в момент происшествия, – это существенная разница между гражданской ответственностью, где компенсацию пострадавшему оказывает хозяин авто, например, организация, а не водитель.

Если вы или ваш знакомый попал в такую ситуацию, то помочь выйти из сложного положения может только опытный адвокат, который примется за дело чем раньше, тем лучше. Но все равно нет никакой гарантии на успешный исход дела.

Предлагаем ознакомиться:  Понятие родственных связей и их правовые последствия

Полномочия сотрудников ППС

Следует отметить, что функции Госавтоинспекции и постовой службы не всегда были отдельными. В 20-е годы прошлого века постовой милиционер отвечал, помимо всего прочего, и за безопасность дорожного движения – для этого у него был специальный красный жезл. Только в 1936 году в милиции появилось отдельное «дорожное» подразделение – Государственная автомобильная инспекция.

Однако, несмотря на формальное разделение обязанностей, до настоящего времени задачи по поддержанию правопорядка на дорогах имеют право решать сотрудники и других ведомств МВД. Так, в «Законе о полиции» и Правилах дорожного движения не существует разницы между полномочиями сотрудников ГИБДД и другими работниками полиции. Таким образом, сотрудник ППС имеет полное право останавливать автомобили и осуществлять проверку документов.

Распространенным среди водителей является мнение, что сотруднику ППС можно предъявлять только паспорт или другой документ, подтверждающий личность, а для проверки водительских прав и документов на машину он должен вызвать сотрудников ГИБДД. На самом деле, пункт 2.1.1. ПДД утверждает, что водитель обязан  по требованию сотрудников полиции (не важно, ГИБДД, ОВО, ППС и т.п.) передавать им для проверки:

  • водительское удостоверение;
  • регистрационные документы на автомобиль;
  • документ, подтверждающий право владения или использования транспортного средства;
  • при коммерческих перевозках − путевой лист, документы на груз и т.п.

В то же время, есть определенные нюансы, связанные с внутренней структурой МВД. Для каждого подразделения полиции и каждого сотрудника существует четкое предписание, в каких именно случаях он может остановить автомобиль при исполнении своих должностных обязанностей (в соответствии со статьей 18 «Закона о полиции»). В частности, устав ППС предусматривает следующие полномочия работников службы для обеспечения безопасности дорожного движения:

  1. Предотвращать случаи управления автомобилем водителями с признаками опьянения или лицами, не достигшими необходимого возраста.
  2. Пресекать различные правонарушения, которые несут угрозу жизни и здоровью граждан.
  3. Проверять документы на право управления автомобилем, документы на автомобиль и груз.
  4. Производить осмотр и досмотр транспортных средств при подозрении в их использовании с противоправными целями.

Ответственность водителя — Правила дорожного движения

Итак, с точки зрения права на остановку и осмотр автомобилей между сотрудниками ГИБДД и ППС разницы нет. Теперь что касается обнаружения факта нарушения ПДД, задержания и составления административного протокола.

Соблюдать Правила дорожного движения надо не только при наличии рядом инспектора ГИБДД: оштрафовать за многие нарушения может любой сотрудник МВД

Согласно статье 18 «Закона о полиции», сотрудник полиции «выполняет обязанности в соответствии с занимаемой должностью и в пределах своей компетенции». Это означает, что работник ППС может задержать нарушителя, но составлять протокол о нарушении ПДД он не может. Его обязанностью является либо вызов наряда ДПС, либо транспортировка нарушителя к ближайшему посту ГИБДД.

Но, в то же время, существует ряд статьей Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) в области дорожного движения, за которые штраф может вынести практически любой сотрудник полиции, в том числе и ППС, при выполнении своих служебных обязанностей (согласно Приказу МВД РФ № 403 от 5 мая 2012 г.. К этим статьям относятся:

  • 12.1. Управление автомобилем, не имеющим регистрации или не прошедший технический осмотр.
  • 12.2. Управление автомобилем с отсутствующими, нечитаемыми, подложными, нестандартными или не правильно установленными государственными номерными знаками.
  • 12.3. Управление автомобилем водителем без необходимых документов или лицензии, разрешающей перевозить пассажиров и грузы в легковом такси.
  • 12.6. Нарушение правил использования ремней безопасности.
  • 12.7. Управление автомобилем лицом, не имеющим такого права.
  • 12.10. Нарушение правил проезда ж/д переездов.
  • 12.11.   Нарушение правил движения по автомагистрали.
  • 12.12. Проезд на красный свет или запрещающий жест регулировщика.
  • 12.13. Нарушение правил движения по перекресткам.
  • 12.14. Нарушение правил при осуществлении маневров.
  • 12.15. Нарушение правил при обгоне или размещения на дороге.
  • 12.16. Несоблюдение требований дорожных знаков и разметки.
  • 12.17.-12.18 Не предоставление преимущества пешеходам, маршрутным транспортным средствам и автомобилям со специальными сигналами.
  • 12.19. Нарушение правил остановки и стоянки.
  • 12.20. Нарушение правил пользования световыми и звуковыми сигналами.
  • 12.25. Не предоставление автомобиля по требованию сотрудникам полиции или другим предусмотренным законодательством лицам.

Виды и особенности административных наказаний

https://www.youtube.com/watch?v=ytdevru

Водитель транспортного средства может быть подвергнут пяти видам административных наказаний:

  • предупреждению;
  • административному штрафу;
  • лишению права управления транспортными средствами на определенный срок;
  • административному аресту на срок до 15 суток;
  • конфискации незаконно установленных на транспортное средство устройств и приспособлений.
Предлагаем ознакомиться:  Коллективная материальная ответственность - Все о кадрах

Ответственность водителя — Правила дорожного движения

Если назначено наказание в виде штрафа, то он должен быть оплачен в банковском учреждении или через платежный терминал в течение 60 суток.

За неуплату штрафа в установленный законом срок статья 20.25 КоАП предусматривает наказание в виде двойной суммы неуплаченного штрафа, но не менее 1000 рублей, либо административного ареста на срок до 15 суток, либо в виде обязательных работ на срок до 50 часов.

Образец протокола

Если водитель не согласен с наложением на него взыскания в виде штрафа, то автоинспектор обязан составить протоколе об административном правонарушении и зафиксировать в нем все обстоятельства дела. В этом случае решение о наказании принимается после разбора конфликтной ситуации в ГИБДД.

Во избежание фальсификаций, копия протокола выдается на руки лицу, в отношении которого он составлен. Водитель может обжаловать решение, вынесенное на основании протокола, в установленном порядке.

Если нарушение ПДД выявлено фото- или видеокамерой, установленной на дороге и работающей в автоматическом режиме, то наказание за такое нарушение возможно только в виде штрафа, предусмотренного соответствующей статьей КоАП. В этом случае дело о нарушении не рассматривается, а постановление по делу выносится заочно.

Фиксация нарушения

Поскольку аппаратура фиксирует номерной знак транспортного средства, водитель которого нарушил Правила, к ответственности привлекается владелец этого транспортного средства, если он не докажет, что в момент нарушения за рулем находилось другое лицо.

Копия постановления вместе с фотографией, подтверждающей факт нарушения, и реквизитами для уплаты штрафа высылается на адрес прописки владельца.

Если водитель допустил нарушение, за которое КоАП предусматривает наказание в виде лишения прав, то до вступления в силу решения суда водитель не считается виновным и не может быть лишен возможности управлять транспортным средством.

Однако если суд примет решение о лишении прав, то по истечении срока обжалования данного решения (10 суток) нарушителю необходимо самостоятельно сдать свое водительское удостоверение в органы ГИБДД.

Срок наказания начинает отсчитываться только после сдачи водительского удостоверения, в противном случае назначенный судом срок продлевается на неопределенное время.

По окончании срока лишения водительское удостоверение возвращается его владельцу после повторной сдачи теоретического эказамена в ГИБДД.

Задержание ТС

Помимо административных взысканий, для правильного оформления материалов дела и получения необходимых доказательств, к водителю могут быть применены так называемые административные процедуры, в число которых входят:

  • отстранение от управления;
  • задержание транспортного средства с эвакуацией его на штрафную стоянку — до устранения причины, по которой было произведено задержание;
  • запрещение эксплуатации транспортного средства со снятием номерных знаков или без такового — до устранения причины запрещения эксплуатации;
  • освидетельствование на состояние опьянения;
  • осмотр и досмотр транспортного средства;
  • досмотр вещей и личный досмотр;
  • доставление в органы внутренних дел;
  • административное задержание водителя или пассажиров.

Все перечисленные процедуры могут применяться только в специально оговоренных случаях при наличии достаточных оснований или подозрений. Каждая процедура оформляется отдельным протоколом или отдельной записью в протоколе об административном правонарушении.

Действия, связанные с ущемлением прав граждан, должны производиться в присутствии не менее чем двух понятых.

Гражданская ответственность

Субъект привлекается к гражданской ответственности в том случае, если он, будучи владельцем транспортного средства, в результате нарушения ПДД, причинил ущерб имуществу потерпевшего лица. Не исключен случай, когда ущерб возмещает не только тот, кто был за рулем в момент ДТП, но и собственник автотранспорта. Если автомобиль виновника служебный, то наказание за проступок водителя возлагается на организацию, предоставившую авто в пользование.

Статья 15 ГК РФ гласит, что хозяин пострадавшего имущества вправе требовать возмещения: расходы на ремонт и/или восстановление товарного вида, также возмещение неполученных из-за ущерба доходов (упущенной выгоды). Поэтому мерой наказания выступает материальная компенсация хозяином и/или водителем пострадавшему лицу, если последнее не понесло тяжких повреждений здоровья.

Согласно договору ОСАГО, страхование покрывает убытки для возмещения ущерба потерпевшему, только если сумма ущерба не превышает указанную в полисе сумму.

Освобождаются от возмещения за нанесенный вред хозяева авто, если ДТП произошло из-за чрезвычайных ситуаций природного характера: извержение вулкана, сход селей и т.п. Также, если гражданский суд установил, что ДТП возникло по умыслу потерпевшего, то обвинение с хозяина авто снимается.

Предлагаем ознакомиться:  Что лучше погасить проценты или основной долг

Суть гражданской ответственности состоит в том, что лицо, которое своими действиями причинило вред другому лицу, обязано возместить причиненный вред потерпевшей стороне. Как правило, вред возмещает тот, кто виноват в его причинении.

Однако в ряде случаев такая обязанность возникает и без вины причинителя вреда. Также эта обязанность может быть возложена на лицо, лично не причинявшее вреда, но непосредственно связанное с причинителем вреда, который не в состоянии возместить убытки потерпевшим — например, по причине недееспособности.

https://www.youtube.com/watch?v=upload

Любое дорожно-транспортное происшествие связано с повреждением имущества, а зачастую — и здоровья участников ДТП. В рамках гражданской ответственности подлежат возмещению три вида вреда:

  • вред, причиненный жизни или здоровью;
  • вред, причиненный имуществу;
  • моральный вред (только в случае повреждения здоровья или смерти потерпевшего).

Наезд на пешехода

Согласно статье 1079 ГК РФ, лицо, управляющее транспортным средством, является владельцем источника повышенной опасности, что накладывает на него обязанность возмещать вред, причиненный этим источником, в том числе и при отсутствии вины.

К примеру, водитель, совершивший наезд на пешехода, обязан возместить вред, причиненный здоровью пешехода, даже если тот переходил дорогу в неположенном месте.

Владелец источника повышенной опасности освобождается от обязанности возмещения вреда, если он сумеет доказать, что вред возник вследствие действия непреодолимой силы (например, стихийного бедствия) либо вследствие умысла самого потерпевшего.

Кроме того, в тех случаях, когда грубая неосторожность потерпевшего способствовала причинению или увеличению причиненного ему вреда, размер возмещения должен быть уменьшен.

При определении размера выплат суд также должен учитывать имущественное положение причинителя вреда. Поэтому в каждом конкретном случае сумма, причитающаяся потерпевшему, определяется индивидуально.

Полис ОСАГО

Для решения проблем, связанных с возмещением вреда владельцами транспортных средств, с 2004 года в России действует обязательное страхование их гражданской ответственности (ОСАГО). Ни один водитель не имеет права сесть за руль, не заключив договор с одной из страховых компаний.

Заключение договора подтверждается страховым полисом, который действует, как правило, один год. По окончании этого срока договор страхования необходимо продлить, купив у страховой компании новый полис на предстоящий период.

Согласно договору ОСАГО, в случае причинения вреда транспортным средством, этот вред будет возмещать потерпевшему не сам владелец ТС, а его страховая компания. Таким образом, наличие договора ОСАГО исключает ситуацию, когда причинитель вреда оказывается полностью неплатежеспособен.

Необходимо иметь в виду, что законом устанавливаются предельные суммы выплат потерпевшим по договору ОСАГО. Они составляют:

  • за вред, причиненный жизни и здоровью каждого потерпевшего — не более 160 тыс. рублей;
  • за вред, причиненный имуществу нескольких потерпевших — не более 160 тыс. рублей;
  • за вред, причиненный имуществу одного потерпевшего — не более 120 тыс. рублей.

Если фактически причиненный вред превышает сумму выплат по ОСАГО, то потерпевшие вправе требовать возмещения разницы за счет причинителя вреда. В таких случаях страховка покрывает только часть расходов виновника ДТП.

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru

После возмещения вреда потерпевшим страховая компания применяет к своему клиенту — причинителю вреда — штрафные санкции.

Они состоят в том, что стоимость полиса ОСАГО на предстоящие несколько лет увеличивается примерно в полтора раза (а при двух страховых случаях, допущенных в течение срока договора, — почти в 2,5 раза).

В то же время, если в течение года выплаты не производились, обладатель полиса ОСАГО получает скидку на следующий год в размере 5%.

За невыполнение обязанности по обязательному страхованию своей гражданской ответственности или по своевременному продлению договора обязательного страхования владелец транспортного средства подвергается штрафу в размере 800 рублей.

Кроме того, эксплуатация транспортного средства запрещается, а государственные регистрационныезнаки изымаются до устранения нарушения.

Вывод

https://www.youtube.com/watch?v=https:uwG5i6jXnsg

Таким образом, в России сложилась двоякая ситуация. С одной стороны, сотрудники ППС и ГИБДД имеют четкое разграничение функций, и право на составление протокола о нарушении ПДД возложено только на ГИБДД. С другой стороны, приказ № 403 предусматривает возможность наложения штрафов на водителей практически любым сотрудником полиции по приблизительно половине статей КоАП, касающихся дорожного движения.

About the Author: admin4ik

You might like

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector