Как оформить земельный участок по дачной амнистии

Общие понятия, суть и условия «дачной амнистии»

Понятие «дачная амнистия» представляется собой возможность оформления в собственность некоторые объекты недвижимости в особом порядке, т.е. облегченный регламент оформления земельных участков и находящихся на них строений в собственность.

По действующему законодательству РФ, любая недвижимость подлежит государственному учету. Сведения о них должны быть внесены в государственный кадастр недвижимости (ГКН) и в государственный реестр регистрации прав на недвижимость (ЕГРП). Эти действия осуществляют органы Росреестра: кадастровая и регистрационная палаты.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsru

Согласно закону нельзя оформить право собственности на недвижимость, если сведения о ней отсутствуют в ГКН. Их наличие подтверждает кадастровый паспорт. Поставить объект на кадастровый учет можно только на основании технических документов:

  • для земельного участка — это межевой план;
  • для построенного дома — технический план.

Их получение — относительно длительная и дорогостоящая процедура. Суть «дачной амнистии» сводится к тому, что получить свидетельство на землю можно без межевания.

При этом, следует отметить, что основными условиями для «дачной амнистии» являются,

для участка:

  • земля должна быть получена в законное обладание владельца ранее 30 октября 2001 г.;
  • участок гражданину предоставлен (но не оформлен) на праве: собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного пользования;
  • не установлен вид права;

для строений период создания объекта не имеет значения и может касаться следующих построек: гараж; дачная амнистия для жилого дома (или стопроцентно готовый, либо незавершенный), имеющий не более 3 этажей и полагающейся для одной семьи; иные вспомогательные помещения (баня, хозблок, беседка, сторожка, сарай и т.п.). Строения должны быть возведены на участке: под объекты ИЖС; для ведения ЛПХ; выданном под дачу, огород, сад.

Объекты, построенные на коммерческих землях, не подпадают под дачную амнистию.

На руках должен быть правоустанавливающий документ

У гражданина обязательно должен быть на руках какой-либо правоустанавливающий документ на участок, который подтверждает факт передачи участка в пользование/владение. Это может быть: свидетельство/договор/акт от муниципалитета о предоставлении участка в бессрочное пользование или пожизненное наследуемое владение;

Предлагаем ознакомиться:  Судебная практика по межевым спорам о границах земельных участков

Митрофанова Светлана

Если гражданин умер, то его наследники могут оформить участок, но тоже только через суд.

В зависимости от предмета узаконивания, для оформления существует следующие ситуации, при которых можно воспользоваться амнистией:

  • оформление только земельного участка (обычно, если строения отсутствуют);
  • регистрация права исключительно на сооружения, стоящих на земле (как правило, земля уже оформлена в собственность);
  • одновременное оформление земельного участка и на построек.

Для регистрации земельного участка необходимо обратиться в отделение Росреестра с заявлением (заполняется там же), приложив к нему любые имеющиеся документы, это может быть:

  • свидетельство о собственности старого образца;
  • решение исполкома или другого органа о выделении участка;
  • выписка из похозяйственной книги местных органов власти.

При этом, на подготовительном этапе, следует приготовить документ, на основании которого будет производиться регистрация права, например им может быть:

  • акт о предоставлении земли (в собственность, иное обладание, но не в аренду), изданный гос. (муниципальным) органом, учреждением или предприятием (кому принадлежал участок до передачи частному лицу);
  • свидетель. о праве собственности, владения или пользования гражданина на участок старого образца (актуальное и соответствующее законодательству на момент его выдачи, но до вступления в силу ФЗ №122 от 21.07.1997 г.);
  • выписка из похозяйственной книги о наличии у лица права на земельный участок (это касается только земель для ведения личного подсобного хозяйства);
  • протокол общего собрания колхоза, решение администрации совхоза о предоставлении надела;
  • договор купли-продажи, дарения, свидетельство о наследстве (если первоначальный собственник сменился). Такие документы подаются вместе с теми, которые подтверждают правомочие прежнего правообладателя.

Если из документов не видно, на каком праве была предоставлена земля, то считается, что она была в собственности. Выписка выдается из архива соответствующего государственного или муниципального образования по месту нахождения земли.

Если имеется в собственности подаренный или полученный по наследству дом, то для получения свидетельства на землю под ним, необходимо дополнительно приложить:

  • договор дарения, купли-продажи, наследственные документы;
  • один из вышеперечисленных документов о праве предыдущего владельца.
Предлагаем ознакомиться:  Налог на дачное строительство

Если прежний хозяин земельного участка зарегистрировал свою собственность, то п.2 выполнять не требуется. Узнать об этом можно, запросив выписку из ЕГРП.

Далее, для государственной регистрации следует обратиться в территориальный отдел РосРеестра или МФЦ для сдачи следующих документов:

  • заявление о гос. регистрации;
  • один из документов на землю;
  • квиток об уплате гос. пошлины;
  • паспорт заявителя.

Перечень документов ограничен законом «Об амнистии», требовать дополнительные документы в РосРеестре (МФЦ) не имеют права.

Регистрации домов, других построек

Для регистрации полностью построенного дома нужно представить документы, подтверждающие факт его создания с описанием основных характеристик (ст.25.3, № 122-ФЗ) и свидетельство на земельный участок:

  • документы, подтверждающие факт создания сооружения: декларация об объекте недвижимости (для дачного домика, домика садовода, гаража, бани, сарая, беседки, хоз. блока и прочие объекты, на которые не требуется разрешение на строительство); документ, подтверждающий право на землю; Разрешение на строительство.
  • правоустанавливающий документ на землю (где возведен/реконструирован объект). Если земля уже зарегистрирована, то эти документы представлять не требуется;
  • кадастровый учет.

Собирая документы для дачной амнистии, чтобы зарегистрировать дом, обратите внимание на категорию и разрешенное использование земли. От этого зависит порядок последующих действий.

  • Если земля относится к сельскохозяйственной, выделялась под садоводство, ведение дачного, подсобного хозяйства — то заявитель просто заполняет бланк декларации, в которой описывает строение. Аналогичный порядок действует в отношении нежилых объектов на землях иного назначения. Их объединяет то, что для строительства не требуется разрешение.
  • Возведение жилого дома на участке, выделенном под ИЖС и ЛПХ в пределах населенного пункта, можно подтвердить только документом: разрешением на ввод дома в эксплуатацию, а его можно получить, если строительство было разрешено.

Во многих населенных пунктах подать документы можно только в МФЦ «Мои Документы». Оттуда их передают в Регистрационную палату. Если в вашем населенном пункте нет МФЦ, то документы нужно подать напрямую напрямую в Рег.палату.

Сама подача документов в МФЦ или в Рег.палату не различается, поэтому в инструкции я указала через МФЦ.

  1. Всем собственникам/пользователям участка или доверенному лицу нужно обратиться в МФЦ, оплатить госпошлину и подать документы.

    Госпошлина за регистрацию земельного участка в собственность — 350 рублей (пп. 24 п. 1 ст. 333.33 НК РФ). Касса находится в самом здании МФЦ. После оплаты госпошлины, в порядке очереди сотруднику отдать следующие документы (оригиналы и копии):

  2. На основании полученных документов, сотрудник составит заявления о постановке участка на кадастровый учет и регистрации права собственности. Участок будет оформлен на всех заявителей поровну, у всех будет равная доля. Заявление нужно проверить и подписать.
  3. После подписания заявлений сотрудник заберет документы (кроме паспортов), выдаст расписку о получении этих документов и назначит дату, когда их можно забрать. Документы будут отправлены регистратору.

    Теперь остается только ждать регистрации. Срок — 12 рабочих дней (пп. 6 п. 1 ст. 16 Закона о регистрации недвижимости). На практике бывает задержки, все зависит от загруженности МФЦ.

  4. В назначенный день забрать письменное уведомление о регистрации права и другие поданные документы. При себе иметь паспорт и расписку. Дополнительно будет выдана выписка из ЕГРН на участок. В ней будет указано, что теперь участок зарегистрирован в собственность, дата регистрации, ФИО собственников с их долями и т.п.

    Образец выписки из ЕГРН на землю

    (нажмите на картинку, чтобы ее увеличить)

    Выписка ЕГРН на участок

Преимущества и недостатки «дачной амнистии»

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru

Применение «дачной амнистии» имеет как положительные моменты, это упрощённая процедура межевания, постановки на кадастровый учет, узаконивание самовольных построек (реконструкции), даже имеющие нарушения проектных и строительных нормативов и т.д., возможности распоряжаться объектами амнистии по своему желанию (продажа, дарение, мена, завещание и пр.

Таким образом «дачная амнистия» не освобождает от необходимости ставить недвижимость на кадастровый учет. Если в ГКЗ имеются сведения, а проверить это можно, запросив кадастровую выписку или паспорт, то регистрация упрощается. Сведения о большинстве земельных участков были переданы в информационный банк из БТИ, а строительные объекты ставят на учет сами владельцы.

About the Author: admin4ik

You might like

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector